Шалва Амонашвили. Наши враги – это учителя, которые нас же обогащают


В 1962 году я открыл экспериментальный класс. Мы проиграли в нем все возможные идеи педагогики, и этот опыт лег в основу гуманной педагогики.

Пятидневка, уникальный способ овладения русским языком на основе глаголов, отсутствие оценок. Это дало удивительные результаты, а сам научный поиск скреплял нашу семью. Не было бы высокой цели — не было бы семьи. Несмотря на эффект методики, как и полагается, появились ее противники.

Тогда я воспринимал их как врагов и принимал ответные меры — ругался, отстаивал свои позиции, озлоблялся и давал сдачу. Сейчас я понимаю, что это были не враги, а учителя, которые посылала сама жизнь. Но я был молодой, горячий.

И как-то мой учитель дал совет: «Ищи пути, чтобы противники стали союзниками. И тогда ты станешь сильным». Я прислушался и задумался: «Что же они защищают на самом деле — педагогику или что то личное?», стал с ними общаться по-другому, проявил искренний интерес и… они сами стали давать книги, на которые опирались, и таким образом мои знания еще больше обогатились!