Дети-индиго — игры, в которые играют люди

indigo

Семимильные шаги информационных технологий, загрязненная среда, поздние браки и демографические кризисы — ученые считают основой для возникновения феномена «детей-индиго». Официальная медицина, безапелляционно отвергая идеи эзотериков и экстрасенсов о «новой расе» людей, ограничивается кратким диагнозом — «синдром дефицита внимания и гиперактивности». Попробуем выяснить, что к чему.

Теория чуда

В начале 80-х американский экстрасенс Нэнси Энн Тэпп заявила, что видит вокруг некоторых детей сияние цвета индиго (традиционная медицина считает это психическим расстройством — «синестезия» поражает мозг и меняет восприятие внешнего мира). Позже, автор новой теории о сверх-существах 21 века внесла поправки в собственную теорию: такие дети вовсе не обязаны обладать сверхъестественным даром! Однако, с объяснениями Нэнси несколько опоздала и машина под названием «опиум для народа» запущена: о «супер-детях» снимают фильмы, печатают, собирают стадионы, рекламируют новые образовательные программы. Апогеем можно назвать дату 30 января, которую в США объявили Всемирным днем индиго.

Чем лечить синдром «индиго»?

Специалисты, не склонные сгущать краски феномена «индиго» считают, что «массовая одаренность» нового поколения заключается вовсе не в фокусах с перемещением предметов силой мысли, а в духовно-эмоциональном высоком уровне. Правда с оговоркой — все зависит от того, какой пример они увидят в своих семьях. В случаях, когда негативный эмоциональный фон выше, у чувствительных детей может развиться глубокая депрессия и даже склонность к суициду.

А еще, к детям-индиго официальная медицина относит всех гиперактивных детей, которых сейчас все больше. В числе симптомов синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — раздражительность, быстрая утомляемость и истощаемость. Причины, по которым эти особенности причислили к болезням, ясны: они мешают детям развиваться (по общепринятым нормам) и доставляют массу хлопот родителям и учителям. Несмотря на то, что причины развития СДГВ до сих пор не установлены, медики (на всякий случай) советуют родителям показывать «необычного» ребенка психологу, соблюдать диету и принимать успокаивающие средства. И все же, ни у адептов модной теории, ни у медицинских ортодоксов четких критериев «индиговости» по-прежнему нет.

На костре родительских амбиций

За последние 30 лет ни одна уважающая себя газета, ни один телеканал не упустил шанса подискутировать на тему «пророк в каждом доме» или устроить соревнование под лозунгом «чье индиго лучше». Спорят о свободолюбии и независимости таких детей, что они приходят в мир с чувством достоинства, у них сильнее развито самоуважение. Да и родители не остались в стороне. При малейшем неадеквате со стороны ребенка некоторые мамаши не без гордости пожимают плечами: «Что поделаешь с ним? Индиго!»

Выходит, что ребенок слишком гениален для того, чтобы уважать свое окружение или нормально учиться? Массовая истерия по фантастическому, изменила чувства родителей — озабоченность и огорчение, на гордость и осознание превосходства. Бесспорно, каждое поколение в чем-то отличается от предыдущего. И по логике, веку материальных ценностей, когда на протяжении 70 -ти лет наличие Внеземного и Божественного ставилось под сомнение, должен когда-нибудь наступить конец. Все будет так, как должно быть. Но в любом случае, не следует подозревать в ребенке «эмиссара высших цивилизаций», если он пытливо на вас посмотрел или рассказал наизусть всю «Муху-Цокотуху».

«Я думаю, сам термин «дети-индиго» появился от непонимания того, что дети могут иметь природу, полностью отличающуюся от природы их родителей», — поделился в интервью «РБК ЦА» Вячеслав Рузов, известный в СНГ и зарубежом лектор в области философии, менеджмента и востоковедения. — «Ребенок — это не чистый лист бумаги, на котором родители что захотят, то и напишут. Ребенок — это самостоятельная личность, имеющая вкусы, желания и даже привычки с самого рождения».

По мнению эксперта, личность просыпается именно в процессе воспитания, и как раз в этот период ее можно окультурить, научить самоконтролю и привить правильное мировосприятие. «Но когда не принимается индивидуальность, начинается насилие, с требованием быть как все. Поэтому, когда в семье появляется личность с ярко проявленной свободой выбора — ее легче назвать дитем-индиго, чем признать, что мы не смогли сделать его своей точной копией», — резюмирует Рузов.

«По моему опыту, эти дети довольно часто заболевают шизофренией», — прокомментировал наши вопросы о детях-индиго Михаил Литвак — популярный российский бизнес-тренер и консультант по предвыборным технологиям, автор бестселлеров «Командовать или подчиняться», «Принцип сперматозоида» и «Психологическое айкидо».

Родитель по умолчанию

В наши дни быть родителем труднее, чем когда-либо. И не только оттого, что дети стали другими. По мнению Марины Таргаковой, президента медицинской корпорации «Брант», директора Института прикладных духовных технологий (г. Алматы), «нас никогда не обучали быть родителями, считалось, что мы готовы ими быть по умолчанию уже в роддоме». Во-вторых, способность родителей влиять на ребенка в электронный век, век телевидения, интернета, когда на дитя обрушивается шквал информации, заметно снижается. А самое главное, катастрофически не хватает времени для полноценного общения с подрастающим поколением. «Проблемные», «трудные», «непослушные», так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные», которых сегодня обобщили под единым термином «индиго» — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье», — говорит Марина Таргакова.

Не вникнув в суть поведения ребенка, родители (в частности отцы) начинают либо заискивать перед своим отпрыском, задаривать его, баловать. Либо, отмечая «странные» требования ребенка, принимают роль стороннего наблюдателя.

Известный российский социолог, антрополог Игорь Кон, в своей книге «Мальчик — отец мужчины» пишет, что «родителям вообще свойственно не принимать изменений в личности ребенка, они бессознательно стремятся «сохранить» ребенка в детском состоянии».

Оригинальный совет насчет ликвидации дефицита внимания (родительского в частности) мы получили от гуру психологических приемов Михаила Литвака. По его словам, ребенок вовсе не нуждается ни в папе, ни в маме: «Нужна материнская любовь и отцовская, что в наших реалиях встречается крайне редко».

Позвольте, так откуда же возьмется родительская любовь, если рядом не будет отца или матери?!

«Когда правильно идет процесс воспитания, то дети много внимания не требуют — им нужен хороший образец», — продолжает популярный бизнес-психолог. — «Ребенка нужно как можно быстрее выводить из сказки. А еще лучше, не вводить его вообще. В один год он должен сам ходить, в два — сам есть, в три — сам одеваться, в десять — сам себя обслуживать и переставать приносить убытки своей семье. Чем раньше приобщать детей к производительному труду, тем для них же и для родителей будет лучше».

Популярный казахстанский певец и шоумен Ерлан Кокеев — отец троих дочерей (Айгерим —13 лет, Рената — 9 лет, Сатти — 3 года), авторитарную модель воспитания не признает, и свой родительский опыт строит на доверительных и равных отношениях с детьми.

«В первую очередь, нужно отнестись к ребенку как к свободной личности. Не ущемляя его ни в чем, и дать возможность ему проявиться как человеку. Современным родителям это понять гораздо проще, чем прошлым поколениям с их устоями, — делится отцовским опытом Ерлан. «Звездные» трудовые будни для полноценного общения с семьей практически не годятся, сетует музыкант. Время, когда удается вникнуть в жизнь отпрысков — выходные и отпуск. «Мы в год 2 раза надолго уезжаем вообще из страны. Там и наслаждаемся обществом друг друга. Сейчас перед дочерьми ставим задачу учиться: упор на языки и знания».

Век отсутствующего папы

Вдобавок ко всему вышесказанному, переложить многие заботы на плечи слабому полу позволили феминизм и методы контрацепции. Сексуально-раскрепощенная женщина может решить вопрос репродукции без согласия и даже без ведома своего партнера. В семье, образ вечно-работающего-отца все чаще подвергается критике и, как следствие, его авторитет заметно снижается. Мужчинам вся эта картина видится примерно так: детей не обязательно иметь, трудно содержать, легко потерять и в придачу они могут оказаться чужими. Поэтому, образ отсутствующего отца актуален не только для казахстанских детей, но и для детей всего мира. Хотя в США, Германии и Франции успешно функционируют «школы для пап», где учат ухаживать, общаться, играть с маленьким ребенком, понимать его, видеть в нем личность.

Дефицит мужского внимания не самым лучшим образом сказывается на воспитании детей обоих полов. Даже преподавателей, и тех 90 процентов женского пола. Мужчин-учителей нынче не прельщают маленькие зарплаты и снижение престижа профессии учителя в обществе.

Жалеть нельзя воспитывать

Марина Таргакова — специалист по семейной психотерапии, гештальт-терапевт, специалист по коучингу, NLP-мастер, является автором пяти изобретений, имеющих международный патент в области психиатрии и эндокринной патологии. Действительный член международной академии авторов научных открытий и изобретений.

Тот, кто сумел вырастить достойного ребенка, поистине счастлив. К сожалению, современные мужчины не знают, как проводить время с ребенком. Потому как мало кто из них самих может похвастаться тем, что с ними достаточно времени проводил их отец. И, тем не менее, мы должны переломить эту ситуацию, потому как ни одна мама в мире не может сполна заменить папу.

Если мы покупаем ребёнку много ненужных вещей, это тоже самое, что поить змею молоком — яд становится сильнее, хотя ты даешь ей очень полезный продукт. Поощряя, надо увеличивать в ребёнке желание быть полезным. Например, ребёнок говорит: «Хочу пистолет!», понятное желание ребенка, но хорошо бы покупку обычной игрушки превратить в воспитание в нем достойных качеств, например спросить — «Ты будешь защищать свою семью, Родину, беззащитных женщин и детей?» Он говорит: «Буду!» и Вы покупаете пистолет, но уже для защиты. Вещи не должны быть лучше, чем у остальных детей. Надо воспитывать в ребёнке скромность, способность жить, не имея больших средств и излишеств. Желание иметь лучше, чем у других, рождает в человеке зависть и приносит страдание.

С сыном и дочкой отцу следует вести себя по-разному. С дочкой папа не должен быть строгим, она должна всегда чувствовать любовь, заботу, опеку, защиту. Тогда она будет способна создать полноценную, самостоятельную семью. В противном случае, ей сложнее будет строить свои взаимоотношения с мужем и сыном, потому как в ее сердце закрепится обида на мужчин. Сыну отец должен привить такие качества, как способность терпеть, отказываться от сиюминутных удовольствий ради высших целей, а также целеустремленность, сдержанность, силу, достоинство, щедрость, способность защищать, опекать. Как это можно сделать? Только собственным примером. Ведь мы не можем научить тому, чем не обладаем сами.

Вячеслав Рузов — автор 25 книг в области психологии, философии, востоковедения. Является почетным членом Международного клуба интеллектуалов (МКИРО). Каждый год исследовательская группа под его руководством совершает экспедиции по Индии, изучая самобытную природу и философию региона.

Воспитание ребенка — наша основная работа. С последствиями любых других рабочих ошибок мы можем справиться, но результат неправильного воспитания ребенка будет преследовать нас на протяжении всей нашей жизни и будет только усугубляться. С одной стороны, отец должен показать пример разумного и успешного человека, обеспечивая семью, но с другой стороны этот пример можно передать только воспитанному ребенку. Если воспитания не достаточно, то все ваши усилия ребенок не оценит. И это проявится во взаимных обидах.
Этот мир состоит всего из двух моментов: удачи и поражения. Если ребенок знает, как их правильно воспринимать, значит он воспитан и защищен. В момент удачи ребенок должен уметь разделить успех с другими, а не считать себя единственной причиной победы. Если этому не научить, то рано или поздно его просто уничтожит его собственная гордость. А в момент провала ребенок должен научиться принимать урок от судьбы и делать разумные выводы, не обвиняя всех вокруг, а понимая, что неудачи делают нас сильнее и готовят к еще большим достижениям..

Игорь Кон — советский и российский социолог, антрополог, философ, сексолог. Кандидат исторических наук, доктор философских наук, академик Российской академии образования.

Советы мамам и папам (книга «Мальчик — отец мужчины»)

1. Беречь авторитет окружающих мужчин, не подрывать его почем зря пренебрежительными репликами.
2. Поощрять общение ребенка с истинными мужчинами чести, по-настоящему уважающими себя.
3. С ребенком разговаривать по-взрослому, уважительно. Перед вами — полноценный человек, только мало проживший.
4. Выслушивать сына/дочь внимательно, но и не поощрять излишнюю болтливость.
5. Не сюсюкать. Не опекать чрезмерно.
6. С каждым годом поручать больше самостоятельных дел, а потом и во благо семьи.
7. Не пресекать деловую инициативу, даже если это грозит некоторым ущербом.
8. Приучать к правилу: не давши слово крепись, а давши — держись. Здесь особенно важен личный пример: все обещания, данные ребенку, строго выполнять. Не пытайтесь формировать чадо по собственному образу и подобию. Это не удалось даже Господу Богу.
10. Не верьте психологам, утверждающим, что в неполных семьях вырастают неполноценные дети. «Неполные семьи» — не те, в которых нет отца или матери, а те, где недостает родительской любви.

Алина Кириловская