Уважение. Шалва Амонашвили



Буду опираться на Корчака, который сказал — «уважайте детское незнание, не ругайте, не кричите, а уважайте». Надо ли уважать в ребенке его самостоятельность, самобытность, слезы, радость, игры, когда он не хочет делать домашнее задание? Мы тоже иногда многое не хотим делать хоть и надо. Или через силу делаешь. Надо ли уважать? Вот это чувство уважения как-будто есть в нас, но мы это проявляем в общении со взрослыми, но не хотим уважать проявления наших детей. 

Повышаем голос, возмущаемся, пугаем детей. Это может считаться уважением к ребенку. А если не уважать, не раскроется в нем то, с чем он пришел. Любим, поэтому и уважаем. 

Есть этикет, но он не связан с нравственностью. Уважать ребенка — означает щадить его, помогать, понимать, быть рядом, защищать. Защищайте даже перед некоторыми учителями. Учитель жалуется, а что вам делать. Кричать, ругать? Или понимать раз опоздал, значит там на уроке не все интересно. 

Я в 5 классе садился на трамвай и катался по всему городу. А потом приходил домой, и говорил в школе был. Почему я это делал? Потому что там мне будут ставить двойки, а в трамвае нет. Там грустно, а в трамваи весело. 

Мы должны понимать почему так происходит, оказывается это не вина детей, а нас взрослых. Мы обязаны приохочивать детей к учебе. Я должен общаться так, чтобы ему захотелось учиться, общаться со мной. 

Методы:

1. Непринужденная беседа с ребенком

Как-будто разговор возникает сам собой. Разговор о долге, о честности, о любви. Непринужденный, то есть не сажаем его и говорим «давай сейчас начнем разговор о любви». Нет, а например, идем по улице и говорим о чем-то. Не молчите никогда. Говорите. Заранее подумайте, о чем бы вам хотелось говорить с ребенком. Чего вы хотите? Хотите доброты? Ну так надо говорить, надо показывать. Думать к чему я веду своего ребенка.

2. Чтение книг

Один из мощнейших источников для становления личности, но смотря что читать. Если читать хорошую художественную литературу, даже очки лучше надеть чем вырасти и остаться неначитанным. Кто любит читать тот не потеряется в жизни. Пусть книги на полочках лежат. 

Сейчас есть электронные книги, раньше на табличках писали. Меняется форма, это не важно, главное читать. И чтобы видели образ читающих родителей. И слышали как папа говорит — «послушай милая, сейчас я тебе Тютчева прочту». Читайте все вместе. 
Пусть мама читает со слезами на глазах, с переживаниями, с остановками. Иногда надо остановиться, задуматься, размышлять самому чтобы и дети задумались. Папа если читает то красиво, с переживаниями. И даже звонит и домой и говорит — дети, я хочу продолжить наше чтение, вы готовы, давайте скорее доделывать домашнее задание, и я приду и почитаем. Почитайте «Чайка по имени Ливингстон».

Перечитывайте по нескольку раз. Перечитывание дает возможность докопаться до подтекста. 

3. Общение на равных

4. Интерес к жизни ребенка

Надо интересоваться чем он живет. Но он не раскроется если вы сами не раскроетесь чем вы живете, что любите, что вас огорчает. Если сами не даете образы откровенности, то и обратную откровенность не получите. Будут скрывать от нас. 

Россия в очень опасном положении. Наркотики сейчас у молодежи. Курение сплошь и рядом. Курят дети, девочки с 4 класса. 55% мальчиков курят. Нет барьера нравственного, отцовского наставления чтобы дети этого не делали. Только другу можно объяснить что волнует, а что нет. Только другу ребенок скажет. 
Мой опыт — это было давно моим внукам было 4-5 лет. Это было в Москве. Я их позвал и сказал им — вы уже взрослые давайте создадим братство. Что за братство? Это сообщество такое, будем помогать друг другу, женщинам помогать. И мы выросли как братья. И я для них брат. Им сейчас уже 25 лет, а мы как братья. Сколько я от них получаю помощи поддержки.

5. Научите детей играть в шахматы

Паата научил внучку мою знать фигуры еще в 6 мес. А потом вместо игрушек клал ей шахматы. Она шахматисткой не станет, но зато ум разовьется. Она будет уметь опережать ходы. Поэтому, это лучшая форма чтобы время занимать содержательно. 

Страшные понятия — убить время, проводить время. Во времени вы можете стать богатым или нищим. Его нельзя проводить, его нужно посещать.

6. Не задавайте лишних вопросов

Подумайте, о чем вы спрашивайте. Вы спрашиваете где ты был, что делал. Подумайте какие вопросы задавать и в какой тональности. Как вы звучите? Не слова вызывают реакцию, а тональность этих слов. Настроение, характер меняется от тона. Ищите, тон ваш, располагающим должен быть, забота, надежда, вера должны быть в нем. 

Берегите речь ваших детей. Речь — это благо. Это не просто слова для передачи информации. Не информация передает, а культура чувства, мир показываем. 

Чтобы слова были воспитательными. Думайте об этом, пока ребенок в школе,- как с ним поговорить, как его принимать, что ему говорить. Если так думать, то педагогика сама приходит. 

Вообще воспитательный процесс надо воспринимать как романтику жизни, не как тяжесть груз. Вы хотели ребенка — он пришел. Сейчас живите в радости. Какое-то время вы должны сопровождать и показывать мир с духовностью, благостью. Этот процесс вы должны пережить как романтик. Тот день больше не повторится. 

Сегодня накричали на ребенка, все, уже обида. Ребенок уходит с обидой и долго мучается. Пришел с двойкой — радуйтесь, подумаешь двойка. Это для учителей, которые не могут нас учить и ставят двойку. Это им надо ставить двойку. И потом получается учителя всегда правы, а дети нет. Это не справедливо. Пришел с двойкой, я все равно тебя люблю. Без романтики воспитание станет тяжелой ношей.

Я приехал из Москвы и привез маленькую коробку с игрушками — человечками из «Золотого ключика». А Паате 2 годика. Я приехал накануне и захотел показать ребенку. Бабушка кормит кашей его, а он не хочет. Пичкать это тоже плохого. Не навязывайте не пичкайте детей. Природа сама знает. 

И вот она стоит рядом с Паатой и уговаривает его кашу есть. А я хочу эту куклу показать. И вдруг он опускает руку в кашу, а она горячая. И он заплакал. Я высунул куклу из под стола и сказал — «здравствуй, мальчик, как тебя звать?» И началась дружба не со мной, а с этим человечком. Он ему и сказки читал. Я залезал под кровать и оттуда высовывал куклу. Если такой человечек скажет покушай — он покушает, время спать — пойдет спать. Он правда думал что это живой человечек? Нет, это романтика. Я радуюсь и он радуется.Уважение.

Шалва Амонашвили