Шалва Амонашвили. Зарождение гуманной педагогики

Это были 60-е годы, сложные годы, когда я впервые прочел Новый завет.

Я прочел и пришел в замешательство: что же это такое? Тогда и познал, что оказывается, на этом Новом завете выстроено все. До этого не думал так. Ангел, ангелочек пришел и помог мне в этом — шестилетний ребенок подарил мне Новый завет.

И когда ко мне пришел этот взгляд на счет детей, это были 1967-68 годы, мне было очень трудно заходить в класс. До этого просто:
— Дети, встаньте. Здравствуйте, ребята.
— Здравствуйте, — говорили они.
— Садитесь. Что было задано в домашнем задании? Приготовьте, пожалуйста, надо проверить.

Проверял задание. Ну ласково это делал, но авторитарно.
— Кого бы теперь вызвать? Ты хочешь? Тебя уже вызывал. Давай, ты выходи, быстро, быстро, мало времени. Пиши на доске, берите ручки все, пишите в тетради.

Я воспроизвожу то, что вы не раз проходили в школе. Да, вы, наверное, помните, или дети вам могут рассказывать. Каждый ребенок знает структуру урока. Они уже институт, колледж закончили, любой восьмиклассник уже закончил этот колледж, потому что видит с 1-го по 8-й класс как учителя выстраивают уроки, как общаются и как будто это и есть педагогика. Поэтому они это знают.

Когда ко мне пришло такое восприятие ребенка, мне очень трудно стало с детьми общаться. Я увидел, что этот урок уже не годится для этих детей. Они — явление, а этот урок не помогает им стать явлениями. У них миссия, а эту миссию я не ищу. Даю чтение, даю письмо, даю математику. Они знают это, но я не помогаю ведать их путь.

Я был очень напуган долгое время, даже никого не допускал на свои уроки, потому ничего не понимал, и в классе тоже было непонятное что-то. Дети тоже не могли понять меня, как я меняюсь, что со мной происходит.
— Вы больны? — иногда спрашивали меня ребята.

Если вы тоже будете выбирать вот этот взгляд на вашего ребенка, что он — явление в вашей жизни, он — мастер своего пути, не вашего пути, своего пути, поэтому навязывать свое вам нельзя, это грех будет… Это будет нарушение Вселенского закона. Он со своим путем пришел, со своими дарами духа, а вы заставляете, чтобы через него выдавать свои дары духа людям.

Вы сами не успели, не сделали это, и поэтому он должен быть похож на вас, чтобы делать так, как вы этого хотите. Он тогда не будет самим собою. Если тоже с таким взглядом будете смотреть на ваших детей, на новорожденных, тех которым уже 2 года, 5 лет, 15 лет, 20 лет. С таким взглядом обязательно изменится ваше отношение к вашим детям.

Трепетным станете с ними, будете выбирать слова, что говорить этому явлению, носителю своей миссии. К чему призывать ребенка, в котором величайшая энергия духа. Могу ли сказать: «Ты дурак, кретин?» Ну, у некоторых родителей такие понятия еще применяются.

Унизить ребенка могу ли я, если он — явление в моей жизни? Какую культуру я должен взращивать в себе, чтобы говорить со своим ребенком? В себе я должен взращивать культуру.