Урок о принципах. Что поставить во главу угла?

В субботу прошел очередной урок , на котором мы говорили о принципах, и о том, что если в центр нашей жизни мы поставим не свои или чужие интересы, не материальные блага или еще что-нибудь, а принципы, то очень многое поменяется в жизни благоприятным образом.

Поделив детей на 3 команды, мы вместе обсуждали возможные последствия ситуаций, когда в центр своей жизни мы ставим друзей, семью или увлечения. И какого же было наше удивление, когда мы увидели, что в любом из этих случаев появляется нездоровая зависимость, какой-то крен, ущербность, отсутствие целостности. Пришло понимание, что когда мы делаем человека или отношения  с ним абсолютным смыслом своей жизни, это вовсе не проявление любви к нему, а всего лишь проявление нашей зависимости. И это, конечно, не значит, что не нужно стремиться к совершенству или создавать хорошие отношения с друзьями  и родителями. Это необходимо. Но важно понимать, что есть четкая граница между тем, чтобы страстно желать чего-либо и подчинять этому всю свою жизнь. И переступать эту границу не стоит.

На что же тогда в жизни мы можем положиться, есть ли что-то незыблемое, нерушимое? А  что если в центре нашей жизни будут принципы, которые мы можем выбрать сами, добровольно, и каким образом принципы позволят нам обрести внутренний стержень, стабильность и независимость? Вместе мы рассуждали над этими вопросами.

Выстроить свои принципы это не дело 5 минут и, возможно, не одного дня. И может вначале  родится только один принцип, а потом добавятся еще.  Самое главное, следовать этому, и можно почувствовать такой внутренний стержень, который будет помогать держаться в любой ситуации. Принципы честности, справедливости, ответственности, милосердия и другие, которые изнутри нас будут вести в этом нестабильном мире, дадут свободу от своих и чужих сиюминутных слабостей и настроений, помогут не сбиваться с курса,  а придадут силу, мощь и опору.

А еще мы делились примерами, примерами из своей жизни и примерами из жизни великих людей. И, затаив дыхание, дети слушали, как большое влияние на жизнь одного очень интересного и духовного человека, Голтиса, оказала воспитывавшая его бабушка, которая ни одного дня не провела в роптании и недовольстве, все время была полна благодарности. И это помогло ему благодарно принять тяжелые испытания в жизни, включая травму позвоночника, приведшую его на какое-то время к обездвиживанию или грозившую ему близкую перспективу смертной казни.

А рассказывая историю о том как Голтис, преодолевая свой страх и рискуя жизнью, спасал любимую собаку, мы почувствовали как важно делиться только тем, что действительно трогает нас, тогда мы сможем тронуть и их сердца, посеять в них зерна и ростки истины и добра. Видимо, это будет одним из наших принципов ведения наших уроков.

Урок, который мы проходили сами в этот момент, — это урок уважения к личности и другому мнению. Мы поняли, что нужно быть готовым услышать любое мнение подростков, включая и негативное. В ходе этого урока нам пришло понимание, что, передавая знания, нужно научиться не навязывать свое понимание,  а предложить подумать о новом подходе, не давить, а заинтересовать, не спускать знания свысока, как устоявшиеся догмы и аксиомы, а позвать в интересное путешествие, не бросаться тяжелым гранитом знаний, а легонько обдуть ветерком нового и неизведанного. Давление вызовет только сопротивление и непонимание, а сотрудничающий и экологичный дух общения на занятиях может привести к общему энтузиазму с обеих сторон.

Мы очень надеемся, что мы все будем искать пути, чтобы интерес возрастал с каждым уроком, а для этого нам всем нужно проходить свои уроки, уроки понимания, принятия, легкости и обновления. Глубже познавая суть принципов, мы глубже понимаем ценность жизни и бытия, и тем больше становится наше желание наполнять каждый урок чем-то важным и мудрым, душевным и ценным.