Интервью с легендарным Шалвой Амонашвили

amonashvili-interview

Шалва Александрович, что же всё-таки такое «гуманная педагогика»? Можно ли этот термин раскрыть вкратце?

Можно сказать, но это не будет полным раскрытием смысла. Гуманная педагогика помогает ребёнку заглянуть внутрь себя. Весь процесс образования строится так, чтобы постепенно направить ребёнка на свой духовный мир. Чтобы он познал, кто он есть, зачем он пришёл в этот мир, что он должен сделать. Чтобы он находился в поисках смысла жизни. И может быть помочь ему направиться к Богу.

Вы затрагиваете духовную сферу. Давайте раскроем, что под этим понимается. Мне видится, что тут две крайности. Одни говорят, мне кажется, упрощая смысл, что духовность — это, например, походы в театр. Другие, наоборот, представляют это как, наоборот, в таком ключе, что духовность — это удел религиозных фанатиков, которые, в том числе, уходят в монастыри.

Попробую объяснить, хотя это слово не поддаётся формальному толкованию. Два года тому назад президент обратился к федеральному собранию и в этом обращении он прямо сказал следующее: «У российского обществе сейчас не хватает духовных скреп. И это мешает нашему продвижению». И он перечислил эти скрепы: милосердие, дружба, взаимопомощь, любовь, уважение и так далее. То есть духовная сфера сосредотачивает в себе сущность человека. Если проще сказать, то это то, ради чего мы пришли в этот мир. Здесь и чувства, переживания; наши мысли; весь уклад нашего образа жизни.

Дать простое объяснение, что духовность — это то-то и то-то, как, например, в логике, невозможно.

Это понятие изменялось в истории человечества?

Я бы сказал, что оно неизменяемое по своей сути. Духовность имеет такое же значение, как, скажем сто лет назад. Если мы будем менять его смысл, то это слово потеряет своё назначение.

Завтра вы будете читать в краснодарской филармонии семинар, который, если я не ошибаюсь, называется «Родители третьего тысячелетия». А сегодня после нашего интервью у вас будет семинар «Дети третьего тысячелетия». Родители, дети нынешние и прошлые — они отличаются?

Отличаются. Дух у них растёт, но сами люди конечно отличаются. Например, в своё время в XX веке было поколение, которое называли «акселераты». Они быстро развивались физически и умственно. Вот как раз это поколение изобрело и внедрило в нашу жизнь мобильный телефон, интернет. Они перевернули сознание человечества с помощью утверждения новой техники.

А сейчас говорят о поколении детей индиго. Это их XXI век и они должны утвердить в нём что-то необычное. Что же это будет? Те, кто за ними наблюдают, полагают, что они должны привнести духовность в нашу жизнь. Когда развивается цивилизация и поглощает духовность — это гибель для человечества. И сейчас получается, что пока цивилизация поглощает своих родителей.

Полная версия и видеоинтервью.