Сага о слоне Кешаве

Огромная, почти четырехметровая статуя слона Кешавы возвышается недалеко от самого древнего храма Кералы (Индия) — Гурувайюр-апана, а его гигантские бивни украшают главный вход в этот храм. Каждый год в день ухода Кешавы тысячи паломников собираются, чтобы почтить его память. В этот день по традиции предводитель стада слонов торжественно водружает на статую Кешавы огромную гирлянду и потом вместе со всеми остальными слонами преклоняет колени перед своим великим родичем.

В этом храме уже многие века поклоняются Кришне в Его четырехрукой форме. Местные жители утверждают, что любое искреннее подношение Ему не остается безответным. Паломники тысячами стекаются в это святое место, чтобы вымолить исполнение своих желаний. Чаще всего Его просят избавить от хворей и немощи, и Он охотно делает это.

Однажды храм посетил правитель города Ниламбура, Махараджа Валия. Он пообещал подарить Кришне одного из своих слонов, если Тот вернет ему потерянные во время мятежа богатства. Богатства вернулись, и статный десятилетний слон из стада Махараджи перешел в стадо Бога. Слона нарекли Гурувайюр Кешава и стали дрессировать, чтобы подготовить к служению. Во владении храма в Гурувайюре всегда находится как минимум 40-50 слонов. Несколько раз в день мурти (статуя) Кришны обходит Свои владения, покачиваясь на спине храмового слона. Играет музыка, гудят раковины, брахманы читают мантры. Путь Божества вокруг храмового комплекса освещают десять тысяч лампад. Медленно и грациозно движутся преисполненные чувства собственного достоинства слоны. Эти слоновые процессии славятся по всей Индии, и люди приходят в Гурувайюр специально, чтобы увидеть их и снова ощутить в своем сердце детский восторг сопричастности к духовному бытию.

Кешаве суждено было стать одним из таких храмовых слонов. Но вот беда, слон при всей своей красоте и доброте оказался на редкость несообразительным и упрямым. Как ни старался тощий мохут, дрессировщик слонов, приручить его, Кешава делал только то, что сам хотел. Упрямая и своевольная душа его недаром получила тело самого сильного животного на земле — она не хотела подчиняться никому. Чтобы приручить слона, мохут должен был прежде всего сломить его волю. Слон покоряется только тому, от кого он зависит, поэтому его сначала долго морят голодом. Потом изнемогающему от страшного голода слону мохут приносит пищу. С этих пор благодарный слон делает все, что прикажет ему его кормилец и спаситель. Однако все попытки выдрессировать Кешаву были безуспешными. Сколько ни морили его голодом, он упрямо не хотел подчиняться чужой воле. В конце концов мохут пожаловался главному жрецу: «Этот слон безнадежен». Жрец только улыбнулся на эти слова: «Если тебе не удается приручить его, мы отдадим его на выучку Тому, под чью дудку танцует весь мир».

Изголодавшегося Кешаву стали каждый день поить водой, которой омывали Божество, давать ему предложенное Божеству свежее масло и приводить в храм на все службы и слоновые процессии, начиная с самой ранней утренней и заканчивая самой последней, ночной. Прошло всего несколько месяцев, и пророчество жреца исполнилось: Кришна сделал то, что не смог сделать мохут, — сердце непокорного слона растаяло. Мало помалу слон привязался, а потом и вовсе влюбился в Кришну. Об этой любви — слона и Бога — до сих пор ходят легенды.

Одно из подношений, которое паломники часто делают Гурувайюр Кришне, называется тулабхарам, что буквально значит «равная мера». Перед Божеством в храме ставят большие весы. Паломника сажают на одну чашу весов, а на другую, по его выбору, накладывают бананы, кокосовые орехи, сахар, рис или просто наливают воду. Богачи иногда пытаются заслужить благосклонность Бога, принося Ему равную меру золота. Однако глубинный смысл этого ритуала заключается в том, что Бог принимает от нас любое подношение, но самым ценным для Него является не золото и не кокосовые орехи, а когда мы посвящаем Ему свою жизнь без остатка. Далеко не каждый, сидя на весах, понимает это. Слон Кешава, хотя ему никто ничего не объяснял, был одним из тех немногих, кто не просто понял, чего ждет от него Кришна, но и не побоялся сделать это. Никто не учил Кешаву, что поклоняться нужно только Богу, и никому другому. Он ничего не знал о первой заповеди, которую Господь открыл Моисею на горе Синай. Но стоило ему увидеть своего Господина и Повелителя, как передние ноги его сами сгибались в поклоне.
Никто другой не удостаивался этой чести, и даже священнослужители с опахалами и зонтами для Божества вынуждены были взбираться на него сзади. Когда приближалось время слоновьей процессии, Кешава начинал дрожать от нетерпения, и цепи, сковывавшие его ноги, натягивались до предела. Однажды в праздничный день его желание служить Кришне стало таким сильным, что он порвал железные цепи, как нитки, и на виду у тысяч паломников помчался к храму. С криками ужаса люди разбегались, уступая дорогу обезумевшему слону, и только просивший милостыню прокаженный без ног, оказавшийся прямо на его пути, не мог сдвинуться с места. Ему оставалось, трепеща, глядеть, как приближается его гибель. Но Кешава, добежав до него, осторожно поднял его своим хоботом и перенес в другое место, чтобы продолжить свой путь. Домчавшись до храма, он обежал его пять раз, поклонился и спокойно встал перед входом, ожидая, когда вынесут Божество. Однако никто не решался подойти к нему, не веря, что безумие может так быстро кончиться. Такова была сила любви, освятившей его гордое, но простое сердце.

С тех пор как Кешава стал вожаком слоновьего стада, он не позволял никакому другому слону носить на себе Кришну. Когда же храмовые служители пытались водрузить Божество на другого слона, Кешава в неудержимой ярости нападал на него и прогонял прочь. Ровно 54 года Кешава исполнял свои обязанности каждый день, не ожидая вознаграждения и не прося отдыха. В золотой юбилей его служения в 1973 году в храме устроили в его честь огромное торжество, и главный жрец храма присвоил Кешаве титул Гаджа-раджи, Царя слонов.

Самый большой праздник в храме Гурувайюр отмечается зимой, в тот день, когда Шри Кришна поведал «Бхагавад-гиту» — памятник древнеиндийской литературы на санскрите, часть «Махабхараты», один из самых уважаемых и ценимых духовных и философских текстов не только традиции индуизма, но и религиозно-философской традиции всего мира. В 1976 году накануне такого праздника Кешаву вечером, как всегда, привели к храму. Он преклонил колени перед Божеством, но впервые за все время не смог подняться. Тело его била дрожь, он силился встать на ноги, но старое тело (в то время ему было больше семидесяти лет) не слушалось его.
Он плакал от боли и обиды, оттого, что не может больше служить. Кое-как его отвели обратно в стойло, а Божество впервые за много лет водрузили на другого слона. Всю ночь Кешава пролежал в своем стойле, не подпуская к себе даже ветеринара. На следующий день, когда гудение раковины оповестило всех о начале вечерней процессии, Кешава невероятным напряжением сил вырвался из стойла и каким-то чудом дошел до храма. Все поняли, что Кешава пришел попрощаться с Кришной. В тот момент, когда Божество вынесли из храмовых дверей, Кешава в последний раз преклонил перед Ним свои колени и опустил огромную голову на землю. Шумная, праздничная толпа в благоговении умолкла. В следующий миг под гудение раковин и звуки ведических мантр Царь слонов навеки оставил свое бренное тело и вернулся в духовный мир.

Обычно люди приходят к Гурувайюр Кришне, чтобы попросить у Него что-то. Но у всех материальных даров есть начало и конец. Кешава просил у Кришны только одного — позволить служить Ему. Любовь проста, потому что она является естественной потребностью души, и даже ребенок, даже собака или слон могут полюбить Бога. Но для этого необходимо простое, нелукавое сердце, обрести которое не так-то просто.