Иметь или быть?

Каждый хочет иметь друга, но не каждый хочет им быть. Сейчас все чаще мы хотим иметь. Хочу ребенка — вместо хочу быть матерью, хочу иметь мужа — вместо хочу быть женой.

За этими тонкостями языка стоит отношение человека к жизни. Его девиз: или я для кого-то, или кто-то для меня.

В своем желании иметь мы ломаем жизни, разбиваем сердца и страдаем от одиночества. «Человеку обладающему» всегда будет мало того, что есть. Мало денег, мало власти, мало одной жены, мало друзей, мало веселья, мало самого себя. Потребитель, не имея собственной сути, состоит из того, чем он обладает.

Александр Хакимов

Живой пример

Чтобы реально учиться самой сложной науке — науке любви к Богу — очень важно иметь перед глазами пример человека, который живет и действует практически в то же время и в тех же условиях, что и мы, и, вместе с тем, олицетворяет собой чистый идеал любви. Нам легче увидеть себя на месте того, кто , так же как и мы, пользуется телефоном, ездит на автомобилях, летает на самолетах. И даже не это главное — нам нужно видеть живого человека, который терпит неудачи, болеет, шутит, смеется, порой сомневается, иногда меняет свои решения, но при этом никогда не отступает от избранного пути. Его окружает то же безумие, что окружает нас, — бессмысленные войны, кризисы, социальные потрясения, но он остается незатронутым этим безумием — непоколебимый в своей решимости при любых обстоятельствах служить Богу.

Когда мы понимаем, что в святом важнее не всезнающая улыбка, не окружающий его ореол непогрешимости и не творимые им чудеса, а бесконечное сострадание к людям и живая, рвущаяся к Богу душа, нам становится легче примерить на себя жизнь такого святого, почувствовать себя на его месте и тем самым приобщиться к его любви.

Бхакти Вигьяна Госвами «Уроки любви»

Три этапа развития разума

Существует три этапа развития человеческого разума. Нужно ясно понимать, на каком этапе мы находимся, чтобы знать, в каком направлении нам следует развиваться.

1. Зависимость
Это состояние слабого разума, когда я очень сильно завишу от мнения других о себе, от внешних обстоятельств, от экономических условий, практически от всего. И это состояние зависимости, ощущение себя жертвой — обстоятельств или чего-то еще, – это всего лишь проявление слабости некоторой очень важной функции. Но так же, как мы развиваем мускулы, развиваем память, мы можем развить и эту функцию.

2. Независимость
Независимость — когда разум развился, человек перестал ощущать себя жертвой, перестал обвинять всех остальных, перекладывая ответственность на других. Человек понимает: все зависит от меня, счастье — это, в сущности, мой выбор. Если я хочу быть счастливым, я буду счастливым. Это следующий этап, когда человек действительно берет ответственность за свою жизнь в свои собственные руки.

Это проявляется и в том, что человек перестает ругать других, выражать недовольство кем-либо или чем-либо. Независимость означает обретение чувства собственного достоинства, которое приходит только из этой функции и начинается с этого уровня.

3. Взаимозависимость

Синдром отложенной жизни

«Вот когда я вырасту, тогда начнется настоящая жизнь», — подобную фразу в разных вариациях слышу чуть ли не каждый день от людей, собирающихся жить полной жизнью, когда наступят желаемые обстоятельства. «Похудею, похорошею, буду счастлива», «Денег сейчас заработаю, а потом буду чувствовать себя достойным человеком», «Семью заведу, тогда все наладится в жизни», «Выйду на пенсию, наконец-то смогу спокойно жить» и т. п.

Разведусь, разойдусь, уйду с работы, встречу любовь, заведу любовницу, куплю дом-машину-квартиру, построю дачу, перееду в другой город, и будет мне великое счастье. Не будет. Великое счастье не связано с внешними обстоятельствами, потому как они являются только лишь приятным дополнением (временами, существенным дополнением) к тому, что уже есть у тебя внутри. Если не умеешь ценить то, что есть, вряд ли сумеешь сделать это с тем, что будет. Если не умеешь быть счастливым в том, что уже предложила тебе жизнь, не сможешь сделать этого и потом, когда получишь желаемое.

Тайны синдрома отложенной жизни

Питер Сингер. Освобождение животных

С точки зрения строгой логики, возможно, и нет противоречия в том, чтобы рассматривать животных как объект жалости и одновременно проявлять к ним гастрономический интерес. Если человек выступает против того, чтобы причинять животным страдания, но не имеет ничего против безболезненного убоя, он мог бы употреблять в пищу мясо животных, которые жили без боли и были убиты гуманно. Но все же в практическом и психологическом планах невозможно быть последовательным, выражая неравнодушие к положению животных и продолжая обедать ими.

Подумайте об этом

Александр Хакимов. О мужском разуме

У мужского разума, мужской энергии пять функций. Мужчинам это очень важно знать. Первая и вторая функции очевидны — это принимать благоприятное и отвергать неблагоприятное. Например, утром хочется спать, но мужчина должен вставать рано. Это благоприятно для мужчины во всех отношениях: для его дня, здоровья, силы и разума. Не зря говорят, кто рано встает, тому Бог дает. Разум означает способность принимать благоприятное, и отвергать неблагоприятное.

Интоксикация (наркотики, водка, курение и т. д.) неблагоприятна и поэтому в семье этого вообще не должно быть ни при каких обстоятельствах. Потому что семья — это самое чистое место. За идеальную чистоту — нравственную и физическую — ответственен разум мужчины.

Ещё три функции разума

Лидер — это тот, за кем люди идут добровольно

«Лидер подобен ростку, который, вырастая в гигантское дерево, укрывает от зноя и даёт пищу многим и многим утомленным людям. Он подобен дождевому облаку, которое способно потушить пожар людских раздоров. Его признаки проявляются в том, что он свои высокие слова подтверждает высокими поступками. Он стабилен в добродетели и не идёт на компромисс с Абсолютной Истиной. Он равно относится ко всем живым существам и ничего не считает своей собственностью. Он лишен жадности, похоти и раздражения. Он идет путём любви и сострадания».

— Александр Геннадьевич, общество сейчас испытывает нехватку лидеров во всех сферах жизни. Это проблема, которая приобрела мировые масштабы. Все задаются вопросом: почему так происходит? В чём корни данной проблемы?

— Это происходит из-за недостатка в обществе духовного знания. С одной стороны, мы видим, что в обществе не утрачено понятие о положении лидера. То есть представление о лидере как руководителе, занимающем какое-либо высокое положение, существует. Оно никуда не делось. Скажем, есть администраторы, начальники и т. д. — они лидеры; есть родители — они тоже лидеры; есть руководители стран, государственных образований. Все эти обозначения относятся к лидерскому положению, и без уже существующего понимания общество обойтись не может. Но, с другой стороны, поскольку современное общество утратило духовное знание, оно относится к лидерству исключительно как к положению. Произошла утрата сути — что же такое лидерство, каков уровень ответственности лидера, его качества, нравственная позиция. Поэтому сейчас люди наблюдают несоответствие, смысловую пустоту в этой области.

Больше о настоящем лидерстве

Как избавиться от страха?

— Радиослушательница Вера задает вопрос из сферы работы: «Несколько лет проработав в фирме со стабильной зарплатой, со всевозможными льготами, но не по профессии и призванию, пришла к выводу, что жизненно необходимо менять работу и сферу деятельности.

Как избавиться от страха, сорваться с насиженного места и вернуться в свою творческую профессию свободным художником, теряя в деньгах, но работая по призванию? Мне не от кого ожидать поддержку в финансах, если не удастся организовать свое дело. Как научиться с доверием идти по жизни, а не держаться за место, к которому я как-будто бы прикипела.

Сомнения и страх неудачи не дают сделать первый шаг

Как добиться успеха в любой деятельности

Древний трактат о йоге, «Йога-сутры» Патанджали Муни, дает ясное понимание того, как добиться успеха в любой деятельности, будь то занятия йогой или что-то иное. Там описываются три простых элемента любой практики:

1. Длительность. Любой спортсмен или музыкант скажет: для того чтобы накачать мышцы или развить навык игры на музыкальном инструменте нужно время.

2. Непрерывность. Если мы сегодня с решимостью уделяем время практике, а потом на неделю забываем об этом, то как мы можем ожидать эффективного результата?

3. Сознательность. Пожалуй самый главный элемент. Нет необходимости браться за какую-то практику, если мы не знаем зачем нам это.

Жизнь – учитель

Очень важно понять, что когда есть ученик в жизни, то жизнь начинает учить. Само пространство жизни, в котором действует высшая божественная воля, обучает каждого из нас в этом мире. Разные негативные чувства, против которых мы часто протестуем внутри себя, на самом деле являются нашими учителями.

Почему мы протестуем против негативных чувств? Нам не нравится учиться. Стыд, вина, депрессия, раздражение, гнев — учителя. Учителя, которые приходят к нам внутри, в нашем внутреннем мире и дают нам подсказки, что мы делаем неправильно.

Жизнь измеряется целью, куда мы в итоге приходим, а не теми возможностями, которыми мы обладаем. Очень многие люди сейчас стремятся к богатству, к власти, получают огромные возможности, но цели у них никакой нет. Жизнь просто ради возможностей. Зачем? Какой смысл? Нет, нет, жизнь измеряется целью.

Если цель соревноваться или конкурировать, то это означает, что моей цели нет. Я просто должен выделяться среди других — вот моя цель. Поэтому, когда я остаюсь наедине с собой, это страшно, я боюсь этого состояния. Потому что наедине с собой возникает полная пустота, неосвоенное пространство жизни. Какая-то осмысленность в жизни есть лишь тогда, когда мне бросает вызов тот, с кем можно конкурировать.

Жизнь — учитель, она обучает непрерывно, через других людей, через обстоятельства моей собственной жизни, через чувства, которые у меня появляются. И если мы готовы учиться, если мы готовы задумываться, чему это нас обучает, то начинает открываться эта мудрость.

Олег Гадецкий