Отрицательные эмоции — составляющая близких отношений

negative-emotions

Некоторые вещи в нашей жизни вообще могут не измениться. Справедливо будет сказать, что в результате работы над собой в нашей жизни не все изменится. Иногда мы очень механистично относимся к жизни. Мы думаем, что жизнь — это просто сплошная технология, и когда мы поймем ее законы, тогда мы точно сможем избежать любых трудностей.

Но сам факт присутствия в этом мире подразумевает трудности, потому что этот мир — это школа любви. И, наверное, одним из самых главных институтов этой обучающей школы является институт семьи. Человек не может жить вне отношений, вне структуры.

Современный подход говорит о том, что люди живут семьями, и это является пережитком прошлого. Что некогда люди жили общинами, чтобы сопротивляться законам природы, им нужно было объединяться друг с другом, сотрудничать, чтобы как-то выживать в этом мире. И вот тогда люди стали жить семьями. Сейчас, может быть, этого и не надо. Столько трудностей в отношениях мы можем получить, столько боли! Наверное, самая болезненная тема для любого человека — это тема близких отношений, потому что там мы максимально открыты, там мы становимся незащищенными, зачастую ранимыми. И после того, как мы получаем определенный опыт, мы начинаем бояться отношений.

Одна из главных причин одиночества в этом мире состоит в том, что люди боятся отношений.

Мы действуем таким образом, что получив боль в прошлом, не хотим больше с ней соприкасаться, и когда возникает какой-то намек на близость или перспектива, что мы вступим в близкие отношения, мы устраиваем события таким образом, чтобы разорвать контакт.

И мы можем это чувствовать и видеть, что есть страх перед одиночеством, страх, что меня оставят, меня не смогут принять, я чего-то могу лишиться,  все это является преградой для вступления в близкие отношения. В процессе построения отношений мы непременно соприкоснемся с теневой стороной личности другого человека.

В каком-то смысле, каждый человек является продуктом отношений. Если смотреть на человека как на биологический объект, его тело, его психика являются продуктом различных отношений. Когда-то некие люди пригласили нас в этот мир, мы пришли сюда, и они что-то думали о своем положении, пока нас ждали. Они каким-то образом взаимодействовали друг с другом и с миром. Они, в свою очередь, тоже были кем-то приглашены, тоже были детьми. Таким образом, в каждом сердце живет ребенок, и ребенок — это метафора, которая описывает некую нашу внутреннюю структуру, которая наполнена ощущениями, переживаниями, впечатлениями прошлого.

Ощущения, переживания, впечатления прошлого могут оказывать на нас воздействие, влияние, и зачастую, когда возникает какой-то момент близости, момент включенности, вовлеченности в отношения, мы можем чувствовать: включаются также и прошлые сценарии. Появляется определенная реакция, и в этот момент нам необходимо применить знания, но сделать это непросто.

Огромное количество людей в этом мире вступают в отношения с чувством дефицита. И когда мы спрашиваем друг друга: «А зачем нам нужны эти отношения?», люди отвечают, что одному плохо и нужна вторая половинка. И кажется это правильно, естественно. С одной стороны, это естественно. Человеку нужен человек, человеку нужны отношения. Но с другой стороны, вступать в отношения, потому что одному плохо, означает, что я привнесу туда дефицит и зависимость. Но я могу принести изобилие. Я могу вступать в отношения, потому что мне хорошо, потому что я никогда не бываю одинок, потому что как минимум нас всегда двое — я и Бог в моем сердце. И мы можем привносить в отношения изобилие, можем творить вместе.

Нам могут быть нужны другие люди для того, чтобы делать что-то значимое в этом мире. Нам могут быть нужны другие люди для того, чтобы мы могли им помочь разрешить их трудности, чтобы мы творили вместе и сумели сделать подношение всевышнему, предложить ему плоды наших совместных действий. Но если мы входим в отношения с чувством «нам плохо, нам одиноко», то кажется, что внешнее изобилие создаст для нас изобилие внутреннее. Но этого часто не происходит, потому что в таком случае задача жизни не решается.

По материалам семинара Дмитрия Пшонко на Х юбилейном фестивале «Психология третьего тысячелетия».