Как понять другого?

При общении с другими людьми важно помнить о четырех универсальных правилах.

Первое. В общении с другими людьми очень важно стремиться отделять их внешнее поведение от мотивов и желаний, которые ими движут. Люди очень несовершенны, и поэтому часто они не могут найти адекватную форму для выражения своих желаний. Помня об этом, никогда не реагируйте сразу на внешнюю негативную форму того, что человек делает, а задайте себе вопрос: «Что движет им, каков его мотив?» Во многих случаях вы обнаружите, что люди преследуют какие-то хорошие цели, которые важны также и для вас.

Поэтому вместо того чтобы обижаться и гневаться, вы можете просто обсудить с человеком, как бы вы могли друг с другом сотрудничать. Конечно, это далеко не простое искусство. Оно требует особого такта, терпения и чувствительности, но в любом случае мы должны этому учиться. Иначе наши отношения с другими людьми будут причинять нам множество беспокойств.

Второе — стремитесь понять мотивы и желания другого человека. Именно они являются фундаментом взаимоотношений, на них строится все остальное.

Третье — поддерживайте те мотивы и желания другого, которые важны также и для вас. Если вы будете это делать, то другой будет склонен в общении с вами вновь и вновь проявлять эти желания.

Четвертое — помогите другому скорректировать форму, в которой он реализует свои желания. Эта форма должна быть приемлемой для вас. Конечно, если вы хотите, чтобы отношения были долговременными! В долговременных отношениях нужно обязательно стремиться реализовать и свои потребности, иначе ничем хорошим для вас это не закончится.

Проиллюстрируем эти правила одним примером.

На одном из тренингов, когда мы вместе с группой разбирали методику «Позиции в общении», вдруг неожиданно у одной из участниц вырвалась фраза: «Все равно идиот!» Как ведущий я, конечно, должен был среагировать. Я спросил, кого она имеет в виду. Оказалось, что идиотом был назван муж этой женщины.

История вкратце была следующей. Ее муж никогда не дарил ей цветы. Может быть, только когда-то давно, в самом начале их отношений. А женаты они были уже около 30 лет. И вот примерно год назад на 8 Марта он чуть-чуть подвыпил с друзьями и, видимо, расслабился, так как забыл, в каких отношениях с женой он находится. Ему захотелось сделать для нее что-то приятное. Возвращаясь домой, он покупает ей букет цветов. Но на свою беду ошибается. Он покупает нарциссы, которые она терпеть не могла. Звонок в дверь, она открывает. Там стоит он, чуть- чуть веселый, и протягивает ей, широко улыбаясь, букет нарциссов. Дальше был скандал. Цветы были брошены на пол, а ему было сказано все плохое, что она о нем думала за последние три десятилетия.

Выслушав эту историю, я обратился к группе с вопросом: «Скажите, пожалуйста, еще когда-нибудь этот мужчина решится подарить цветы этой замечательной женщине?» После этого мы подробно разобрали случившееся. Первая ошибка, которая была сделана, состояла в том, что женщина не понимала отличия мотивов от внешней формы их выражения. Для нее это было одно и то же. Если он пришел навеселе да еще и принес цветы, которые она не выносит, значит, он специально хочет меня задеть — такую интерпретацию делает она в своем уме. Но ведь его мотивы были иные!

Не разобравшись в этом, она делает вторую ошибку: чтобы защитить себя от нападения, которое, как ей кажется, происходит, она спускает «собак своих эмоций». И тем самым еще больше разрушает отношения со своим мужем. Вместо того чтобы использовать возникшую ситуацию для формирования отношений, она превращает ее в скандал. К чему это приведет? Выиграют ли от этого их отношения? Подарит ли он ей еще когда-нибудь цветы?

Конечно, для того чтобы правильно вести себя в подобных ситуациях, нужно иметь некоторое чувство юмора. Без него очень трудно быть мудрым и терпеливым. Но также нужно научиться задавать себе вопрос: «А что он хочет? Какие мотивы движут им?» Если бы женщина задала себе эти вопросы, то она могла бы неожиданно для себя обнаружить, что ее муж действительно хотел доставить ей радость. Конечно, форма, в которой он это делал, была не самая лучшая. Но ведь поведение формирует именно мотив, который в этот момент был положительным.

Если бы она поддержала его, сказав слова благодарности за принесенные цветы, а может быть, еще и поцеловала бы, обняла, тогда на следующий праздник он принес бы ей еще более большой букет! А затем еще более большой! И стал бы вообще замечать ее как личность, стал бы внимательным к ее желаниям и проявлял бы к ней нежность и ласку. Поведение рождается из мотива, желания. Если мы не умеем поддерживать в другом позитивные с точки зрения наших отношений желания, то никогда не дождемся от него того поведения, которое мы хотим, чтобы он проявлял.

Ответственность за отношения всегда лежит на нас. Понятно, что и другой виноват в том, что отношения дают трещину. Но для нас намного выгоднее думать не о том, в чем он виноват, а о том, что я могу сделать, чтобы улучшить наши отношения.

– Но как быть с нарциссами? — спросит недоуменный читатель. — Ведь они ей не нравятся! Зачем ей очередной букет нарциссов, да еще и более большой?

Ах, читатель, читатель! Если бы эта замечательная женщина оценила искренние намерения своего мужа и выразила ему признательность, то тогда бы она могла ему сказать как бы между прочим обо всех цветах, которые ей нравятся. И ведь он услышал бы эти как бы невзначай сказанные слова. Сколько бы всего прекрасного возникло бы в их отношениях, если бы она сделала это тогда! Ну, да ладно. Оставим этой женщине право продолжать обижаться на своего незадачливого мужа. Что делать! Так она захотела воспользоваться данной ей свободой выбора.

Олег Гадецкий. Эффективное общение