Краткая история Аюрведы

J9-0dqpu7MI

Само слово Аюрведа состоит из двух санскритских корней — Аю и Веда. Дословно они переводятся как «знание о жизни». И действительно, в текстах Аюрведы идет речь о жизни, здоровье, строении тела человека,а также его заболеваниях,способах их диагностики и предотвращения, не забывая об омоложении и очищении организма. Ее возможности воистину безграничны и этим она заслужила свое название «Науки о жизни». Очень широк спектр способов лечения, которыми располагает Аюрведа: очищение организма, фитотерапия, заговоры с заклинаниями, талисманы, металлотерапия, массаж, водные процедуры, диетология, хатха-йога и многие другие методы лечения, о которых речь пойдет дальше.

Есть много преданий о возникновении этой области знания. Веды утверждают, что существуют четыре эпохи — золотой век, серебряный, бронзовый и железный, или Сатья-йуга, Трета-йуга, Двапара-йуга и Кали-йуга.В золотой век люди жили долго,не ведая болезней и страданий. Они были умны, исполнены добродетели и счастливы. Но все подвержено течению времени, и однажды,в начале Трета-юги появились болезни. И тогда, согласно писаниям, Брахма, Творец этого мира, поведал это знание мудрецу Дакше Праджапати, родоначальнику и отцу всех живых существ на земле. Брахма от рождения владел этим знанием. Праджапати научил Аюрведе Ашвини-Кумаров, двух братьев, и с тех пор они стали врачами полубогов, людей и животных. Однажды Индра, царь небес, главный среди полубогов, заболел. Он предавался увеселениям в своем дворце, и от переедания занемог.

Величайший мудрец Нарада Муни посоветовал ему обратиться к Ашвини-Кумарам за советом. Ашвини-Кумары вылечили Индру и научили его правильному распорядку дня, приему пищи и другим секретам Аюрведы. С тех пор Индра перестал болеть и сам стал аспространителем аюрведического знания на земле и среди полубогов.Он научил Аюрведе мудреца Кашьяпу, который стал основоположником педиатрии и муни Атрею с Бхарадваджем, которые стали специалистами в лечении общих и внутренних болезней.У Атреи было шесть учеников: Агнивеша, Бхела, Джатукарна, Парашара, Харита и Кшарапани. Агнивеша написал Агнивеша Самхиту, в которой приводятся наставления Атреи. Она насчитывает более тысячи шлок (четверостишей).
Через много-много лет Верховный Господь Сам воплотился в облике Дханвантари джи для усовершенствования медицинских знаний и основания еще одной школы Аюрведы.Дханвантари, в частности , дал людям знания о хирургии.Широкую известность получил Его ученик, мудрец Шушрута, автор медицинского трактата «Шушрута-самхиты». У Шушруты был ученик по имени Чарака, написавший комментарии на Шушрута-самхиту под названием Чарака-самхита.Чарака упоминает в своей Чарака самхите учеников Индры, например, Бхарадваджа.

«Великий аскет и мудрец Бхарадваджа, наделенный долгой жизнью, получил знание этой Аюрведы от Индры, владыки полубогов» (Чарака
самхита.1.3.). И, наконец, Господь Вьясадева, автор всех Ведических писаний, включил знания Аюрведы в Ригведу, сделав ее Упаведой Ригведы (дополнительной Ведой).

Господь Шива дополнил аюрведические тексты отделом, повествующим об уринотерапии, или лечении мочой.

Чарака Самхита разделяет медицинскую часть Аюрведы на восемь отделов:

— Кая Чикитша (лечение общих заболевании)
— Шалья Чикитша (хирургия)
— Шалакья Чикитша (лечение болезней головы, шеи, глаз, уха-горла-носа)
— Граха Чикитша (психотерапия)
— Дамстра Чикитша (токсикология)
— Бала Рога Чикитша, или Кумара Чикитша (педиатрия)
— Яра Чикитша (омоложение, долголетие, гериатрия)
— Вришья Чикитша (сексология, наука о любви и сексе).

На данный момент в Индии сосуществуют две основные традиции Аюрведы — северная, идущая от Индры, и южная, идущая непосредственно от Господа Дханвантари. К сожалению многие тексты по Аюрведе утеряны или существуют в единичных экземплярах в рукописном виде в храмовых библиотеках, а большинство не переведено на хинди или на английский язык (не говоря уже о русском), что затрудняет их изучение.

Испокон веков аюрведическое знание трансформировалось и распространялось по земле. Так образовалась тибетская и древнегреческая медицина, в которых очень близкая к Аюрведе теоретическая и философская основа о Тридоша или Вата доша, Питта доша и Капха доша — газе, слизи и желчи. В своей «Естественной истории» древнегреческий философ и ученый Плиней Старший упоминает о нескольких видах Питта доша, или желчи (черная и белая желчь), нескольких видах Вата доша и Капха доша,а также разделяет пищу и лекарственные травы на раса-вирья-випак-прабхав, или на вкусы и свойства. Гиппократ и его ученики классифицировали лекарственные травы по их вкусам (и сте-пеням вкусов) и действию на основные составляющие организма (газы, желчь и слизи),выделяя так же и основные их проявления. Одо из Мена продолжил и углубил их учение, одновременно популяризировав его:

Ту же траву,что зовем в просторечье мы мятой кошачьей,
Все именуют врачи каламентою — греческим словом.
Силой сухой и горячей она обладает, и обе
Степени третьей они у нее …

Одо из Мена. О свойствах трав 592-595

Но так как греческая, тибетская и китайская системы медицины в конечном счете развивались обособленно от своего первоисточника, за громадный период их истории существования проявились большие расхождения с аюрведической системой медицины.

Все Ведические писания делятся на три категории по принадлежности к саттва-гуне, или благости, раджо-гуне, или страсти и тамо-гуне, или невежеству , и живые существа так же находятся под влиянием этих трех качеств материальной природы , поэтому аюрведическое знание охватывает все эти три категории живых существ, предлагая людям, находящимся под влиянием разных гун материальной природы различные методы лечения, ведь у людей, находящихся в гуне страсти совсем другие болезни, чем у людей, находящихся в гуне невежества.

К гуне благости относятся :

диетотерапия;
ароматотерапия;
гандхарвотерапия (лечение музыкой);
фитотерапия;
насья, или лечение через ингаляции.
К гуне страсти относятся:

диетотерапия;
абхьянга, или масленый массаж;
лечебные ванны;
лечебное голодание;
фитотерапия.
К гуне невежества относятся:

вамана-терапия, или лечебная рвота;
вичеран-терапия, или слабительное;
басти-терапия, или лечебные клизмы;
рактамокша, или кровопускание;
уринотерапия.
Остальные методы аюрведического лечения имеют смешанную природу, но не стоит забывать, что на дворе кали-йуга (железный век) и все методы должны использоваться для поддержания своего здоровья на должном уровне.

Одним из главных преимуществ аюрведических методов лечения по сравнению с остальными медицинскими техниками является ее индивидуальный подход к каждому человеку. Как нет двух совершенно одинаковых людей,так нет и двух одинаковых проявлений одной и той же болезни. В зависимости от индивидуальной конституции человека болезни очень сильно меняют свое течение. Конечно, существуют общие рецепты лечения болезней для всех конституции, но более действенным будет для вас лично подобранный комплекс лечения.

Так или иначе в первую очередь лечение сводится к устранению психологической и греховной причины, вызвавшей то или иное заболевание.
В своей практике Аюрведа использует исключительно природные, натуральные методы лечения-травы, специи, минералы.Она жива и естественна по своей природе. Нет необходимости в огромных химических предприятиях фармацевтической промышленности, которые загрязняют окружающую среду, да и тело человека противоестественными и мертвыми химическими соединениями, оказывающими много более сильное отрицательное действие на здоровье, нежели положительное.

Рассмотрим элементарный пример: известную мазь от артритов — феналгон. У человека, использующего эту мазь в лечебных целях резко ухудшается состояние кожи. Этого не произойдет, если вы будете пользоваться аюрведическими кремами. Или таблетки. Многие обезболивающие препараты вызывают болезни печени и почек, раздражая их, а беременным женщинам они вообще противопоказаны, как, впрочем, и антибиотики. Большинство таблеток имеют так же и побочные эффекты, которых у них много больше, чем лечебных качеств.

Аюрведические препараты не имеют побочных эффектов. Очень большое место Аюрведа отводит вопросам профилактики болезней (хотя такого слова в ней и нет), но не за счет сомнительных прививок, а за счет правильно построенного и индивидуально сбалансированного образа жизни, диеты и т. д. Если основные системы человеческого организма сбалансированы, и человек живет в гармонии с собой и с окружающем его миром, не греша, познавая себя и стремясь к совершенству, он может прожить сотни лет, утверждают Ведические писания.
Аюрведа лечит организм целиком, приводя разбалансированную систему человека-микрокосма в порядок в соответствии с заложенной с рождения индивидуальной пракрити (природой) и жизнью в гуне благости с преобладанием божественных качеств, в отличие от современной медицины, лечащей только симптомы заболеваний.

Аюрведические методы лечения целиком зависят от психологии человека, его индивидуальной конституции, места, где он живет, времени суток и года, психологических причин заболевания и т. д.

Существует Библейский афоризм, в котором говорится, что леча тело, нельзя забывать и о душе человека. Этот принцип — основополагающий и для Аюрведы, недаром она относится к Ведам — самым древним священным писаниям на земле. Все аюрведические лекарства и травяные сборы обязательно готовятся с молитвами.Очень большой отдел Аюрведы, Риг-веды и Атхарва-веды составляют заговоры, заклинания и медицинские молитвы.

Большую роль в возникновении заболеваний Аюрведа отводит нерациональному и неправильному питанию и режиму дня (я уже приводил выше историю об Индре), и поэтому она включает в себя так же и ведическую кулинарию. Кстати говоря, современная медицина почти начисто забывает об этих причинах заболеваний, говоря только о пищевых отравлениях, анемии, цинге и некоторых других болезнях, вызываемых несбалансированным питанием.

В ведические времена каждый ребенок, претендующий на будущее брахмана, изучал основы этой замечательной науки у своего наставника, поэтому поддержание здоровья в те времена не доставляло хлопот, и вместо «Будь здоров» люди приветствовали друг друга словами «Будь богат» или «Будь счастлив». К сожалению, в наше время аюрведическое знание потеряло популярность, и поэтому вокруг режет слух «Будь здоров» или «Дай Бог здоровья». А жаль. Ведь чтобы быть здоровым, нужна самая малость — научиться уважать себя и слушать свой организм.

Очень часто люди, страдающие хроническими простудными заболеваниями жалуются, что после употребления ими бананов, или риса, или вареной картошки, особенно на ночь, их простуды обостряются, и они начинают чихать и кашлять. Удивительно, ведь их организм сам подсказывает, какой пищи им следует избегать, но они не доверяют себе, а ищут совета у врачей или знахарей.
К сожалению многим людям очень трудно, а зачастую просто не хочется взять и измениться — перестать есть мясо, спать по двенадцать с лишним часов в день, есть когда попало, что попало и как попало, научиться принимать душ после посещения туалета, жить, подчиняясь ритмам природы. Им нужны врачи, колдуны, экстрасенсы и прочая братия. Они не хотят сами быть здоровыми.

Зачастую бытует мнение: «У меня очень тяжелое заболевание, которого нет ни у кого в целом свете, поэтому я очень важная персона, инвалид, со мной надо обращаться внимательно и вежливо, меня надо жалеть, лелеять и ухаживать за мной. И не дай Бог, доктор, вы меня вылечите! Я потеряю источник регулярного дохода в виде пенсии или места на паперти, заботу (несчастных, которых можно только пожалеть) родственников, тему для жалоб и разговоров по телефону, а главное — власть! Ибо я могу приказывать ближним что и как им делать, самому оставаясь безнаказанным, ведь нельзя со мной спорить — у меня давление (сердце, печень, рак…).»

Становится все выгоднее и выгоднее болеть, а начинается этот процесс с глубокого детства. Что, например, надо сделать, что бы не пойти в детский сад или в школу ? Ну же — заболеть! Всего лишь заболеть. И райская жизнь обеспечена. Вокруг прыгает мама, папа, бабушка, выполняя все прихоти и желания ( все лучшее — больным детям!). Никакой тебе школы, уроков, учителей. А к хорошему быстро привыкаешь. И так и идет по жизни человек, чуть что —прикидывается больным и боится взять на себя ответственность.В современной психологии этот тип поведения называется «госпитализм».

А многие начинают хвастать: меня Лонго не вылечил, меня Джуна не вылечила, и Малахов не вылечил. Как Колобок. Но Колобка съела лиса, а больного —- страдания, всеобщее презрение и, в конце концов, — скоропостижная смерть. Кто любит больных? Только больные, которые обмениваются между собой рецептами по самоизлечению, которые сами же и не применяют, и выдуманными (в основном) диагнозами.

И число таких людей растет. Если же вы принадлежите к числу таких людей, то лучше не читайте дальше — эта книга не для вас, она для человека, который хочет быть человеком. Да, все мы, случается, болеем. По той или иной причине (в основном психологической) мы создаем дисгармонию в себе и общей симфонии мира, только поэтому здесь приводятся рецепты трав и другие методы лечения. Но это не основное, ибо в Чарака Самхите говорится: «Если человек болен, то он должен принимать лекарства, придерживаться строгой диеты. Но если человек здоров, то он должен вести праведную жизнь, избегая греховных поступков, и соблюдать правильную диету, что бы не болеть никогда.»

Смысл этой науки не в лечении каких-то заболеваний, а в донесении до человека принципов жизни в согласии с Природой и с Богом. Люди привыкли, что врачи их гладят по головке и дают таблетки от всех болезней (в том числе и от «совести»), экстрасенсы лечат по телефону или по фотографии, и человек , надеясь на них, не прилагает никаких усилий для того чтобы выздороветь. Настоящих причин болезни люди также не знают, несмотря на то, многие врачи понимают, что девяносто процентов всех болезней имеют под собой психосоматическую основу.

У Аюрведы совсем другой подход к этому вопросу. «Человек, исцели себя сам! «—говорит она, предлагая способы, действующие во все времена и на всех без исключения людей, вне зависимости от пола, возраста и национальности. Будь вы индус или еврей, чукча или русский, узбек или негр — у всех тело состоит из пяти первоэлементов, трех доша, и все вы души. Душа — она и в Африке душа. Но подход к каждой душе у Аюрведы индивидуален, в зависимости от вашей Пракрити, времени, места и обстоятельств. И каждому она предлагает свою диету, свой распорядок дня, образ жизни. Единственное общее для всех без исключения жителей нашей планеты — принципы праведной жизни и безгрешного поведения. Бери и следуй.А не хочется. А лень. Да и зачем это надо — съел таблетку и здоров, самоосознание и духовность подождут.

К счастью, остались еще люди, неравнодушные к своему здоровью и духовному прогрессу. Будет очень хорошо, если эта книга поможет вам разобраться в вас самих и начать новую жизнь, полную здоровья и радости, а также положит начало интересному процессу осознания себя. Ибо самый главный афоризм Вед — «А-хам брахмасми»- я не тело, я душа. Но только в здоровом тело можно осознать это.
Чтобы начать практиковать эту систему медицины, Аюрведу, не надо менять свои религиозные или моральные убеждения. Она просто поможет вам стать здоровым и подтолкнет на праведный образ жизни, которого так не хватает в современном мире. Если вы христианин — оставайтесь им, только любите Бога и следуйте Его заповедям, а если вы еще не нашли пристанища в океане религиозных течении — знайте, что вы — бессмертная душа, частица Бога, и научитесь любить Его, предавшись Ему, ведь этому также учит Аюрведа.