Аюрведа как она есть

аюрведа

Аюрведа – это знание о подходящих и неподходящих, благоприятных и неблагоприятных условиях жизни, о факторах, способствующих и препятствующих долголетию, а также о том, с какой меркой следует подходить к жизни вообще. Чарака Самхита 1, 41.

Аюрведа возникла как часть ведического знания — всеобъемлющей духовной науки, созданной для того, чтобы дать людям всестороннее представление о Вселенной, живущей в соответствии с единым законом. Ведическое знание включает в себя йогу, медитацию и астрологию; Аюрведа является ее ответвлением, в центре внимания которого находится физическое тело.

Аюрведа представляет собой не просто систему стандартизированной терапии, основанной на знании воздействия лекарств из трав и минералов. Она всегда учитывает неповторимую индивидуальную конституцию отдельного человека и конкретные нарушения равновесия в его организме. Аюрведа обращается к каждому индивиду, предлагая правильное для него питание и образ жизни, очистительную программу панчакармы и омолаживающую терапию, принимающую во внимание особенности его тела, психики и нарушения равновесия в организме. Аюрведа – это благословенный дар целительства, полученный нами от просветленной ведической культуры.

Астрономические данные, содержащиеся в ведических текстах, свидетельствуют о том, что ведическая система, в которую Аюрведа входит как состовная часть, утвердилась в Индии еще до 4000 года до н.э., когда Солнце в момент весеннего равноденствия находилось в созвездии Ориона или Близнецов. Аюрведа с позиции востока и запада. Традиционная аюрведа хорошо сочетается с современными моделями целостного лечения, принимающими во внимание все аспекты здоровья человека — физические, эмоциональные и духовный. Помимо различных практик аюрведа предлагает этим моделям более глубокое понимание того, каким образом тело и наши переживания составляют микрокосм великой Вселенной и какие отношения существуют и взаимодействии нашего внутреннего и внешнего миров. Чтобы воспользоваться таким персонализированным подходом, следует понимать человеческую природу и проникать взором глубже гаек и болтов анатомии на уровень элементов человеческого существа.

Люди меняются не только ежесезонно, но ежесекундно, буквально с каждой мыслью и это следует учитывать во время терапии. Знание того, как следует обращаться с пациентом наиболее подходящим образом, требует глубокой проницательности и интуиции, которая может быть усилена изучением аюрведы. Современные врачи склонны игнорировать индивидуальность. Они зачастую смотрят на людей как на «печень» или «легкие» и забывают об индивидууме, которому эти печень и легкие принадлежат. Одно и то же лечение может казаться им панацеей для всех больных, и при этом из виду упускается то, что даже среди страдающих одной болезнью могут быть ее различные вариации. Такой подход к лечению не может способствовать иосстановлению равновесия в организме.

Поскольку врачи зачастую не в состоянии восстановить здоровье своих пациентов, больным в наше время следует самим учиться этому. Всякий, кто хочет быть здоров, обязан сам узнать о здоровье как можно больше. Многие жители Запада изучают аюрведу в надежде на чудеса, которые позволяют им по — прежнему потакать своим желаниям. Но так они смогут только временного облегчения, постоянное же облегчение приходит лишь с постоянным изменением образа жизни. Они обманывают себя, как обманывают себя люди, сбивающиеся в стадо вокруг торговцев чудесами в надежде на духовное продвижение, не требующее усилий.Аюрведа же предназначена для тех, кто готов принять ответственность за самих себя.

Аюрведа предназначена прежде всего для тех, кто гармонизируя себя, стремиться стать гармонизирующей силой во Вселенной. Если мы хотим и дальше жить на этой планете, мы должны возместить ущерб, нанесенный себе и своему окружению. Вималананда часто говорил, что цель Науки о Жизни – сделать счастливым каждый дом: дом в истинном смысле этого слова, дом как пристанище. У каждого должен быть настоящий дом – пристанище, в котором всегда можно найти приют, — и внутри себя, и вне. Доши, как три биологических элемента. Доша — это ошибка, неточность, помеха, это отступление от космического ритма, погрешность, которая препятствует достижению успеха и ведет к хаосу.

В микрокосме присутствуют три доши: вата, питта, капха. Три доши — это невидимые силы, которые на физическом уровне проявляются в виде влияний на организм. Вата ( воздух и эфир), Пита ( огонь ), Капха ( вода и земля ) — три доши, которые разрушают или поддерживают тело, находясь в состоянии дисбаланса или баланса. Благодаря трем дошам через физическое тело могут проявляться духовный и ментальный планы существования. Вата отвечает за всякое движение в теле и уме. Все, от молекулы до мысли, движется благодаря вате, и движения любого рода, в соответствии с принципом подобия, оказывает воздействие на всякое другое движение. Пита отвечает за трансформацию в организме. Переваривание пищи в желудке и кишечнике, обработка светового излучения глазом и всех сенсорных данных мозгом – все это примеры действия питы. Капха оказывает стабилизирующее влияние на организм. Она смазывает, содержит и поддерживает, и все различные виды ее деятельности тесно связаны между собой, как и виды деятельности ваты и питы. Как и все субстанции, три доши обладают своими качествами: Вата является сухой, холодной, легкой, подвижной, шероховатой и тонкой. Пита является немного влажно маслянистой, горячей, интенсивной, легкой, текучей, кислой либо дурно пахнущей ( запах сырого мяса и ферментов ) и подвижной либо жидкой. Капха является влажно маслянистой, холодной, тяжелой, стабильной, вязкой, гладкой и мягкой.

Влияние гун на доши. Психические типы и предрасположенность к болезням. Аюрведа учит, что основная причина болезней — « нехватка мудрости» ( «праджна парадха» ). Это понятие обозначает не просто ограниченность познании или неспособность к точному словесному выражению мыслей, а недостаточное понимание астественной гармонии жизни и того, как к ней приспособиться, существование вне гармонии с природой, Вселенной и божественным.Такая функция нашего ума может быть обусловлена внешними факторами, в частности страхом и желаниями. Она препятствует проявлению творческого начала в нашей жизни и загоняет нас в ловушку условностей и предубеждений, проявляясь как отсутствие веры в жизнь и в божественное, отсутствие уважения к жизни и равнодушие. Психические расстройства, как правило, бывают вызваны такой нехваткой мудрости, или упадком Саттвы. Его причинами могут быть изъяны в образовании ( упущение моральных и этических ценностей в процессе воспитания ), причинение вреда другим людям, чрезмерное возбуждение или избыток развлечений, нечестность, лживость.

Такие физические факторы, как избыточный сон, неправильное питание (в частности, злоупотребление сахаром или мясной пищей), также могут привести к подобному упадку. Развить Саттву можно путем духовного совершенствования, включающего в себя йогические практики, медитацию, пребывание на природе, саттвичную диету и такой образ жизни, который соответствовал бы конституции данного человека. Саттвичный тип меньше других подвержен болезням. Его природа гармонична и легко приспосабливается. Он стремится к равновесию и к обретению спокойствия ума, тем самым лишая болезнь психических корней. Люди этого типа внимательны к другим и заботятся о себе. Жизнь они рассматривают как необходимый опыт и стараютсявидеть благо во всем, в том числе и в болезни. Люди раджастичного типа обычно наделены большой энергией, но могут сами себя «сжечь» чрезмерной активностью. Симптомы болезни у них обычно у них острые, выздоровление возможно при условии примененияправильных лечебных мер.

Они нетерпеливы и непоследовательны в лечении болезни и не желают тратить время ради своего выздоровления или брать ответственность за него. В своих болезнях они предпочитают винить других. Тамастичный тип больше других предрасположен к затяжным, хроническим болезням, в том числе к раку. Его энергия и эмоции склонны к застою, а болезни его, как правило, глубоко укоренившиеся, упорные и трудноизлечимые, Люди этого типа не стремятся к тому, чтобы получить необходимое лечение, и их гигиена обычно находится на низком уровне. Они воспринимают свою болезнь как судьбу и не используют тех методов, которые могли бы помочь им излечиться. Эти три доши суть силы, а не субстанции. Капха сама по себе не является слизью, она сила, которая, проецируясь в тело, обеспечивает возникновение слизи. Пита не есть желчь, она сила, которая обеспечивает возникновение желчи. Вата не есть газ, однако усиление Ваты приводит к увеличению образования газов. Вата, Пита и Капха называются дошами, поскольку слово «доша» означает сущность, которая может разладиться».

Когда равновесие между Ватой, Питой и Капхой нарушается, его утрачивает и организм. Капха, водная доша, обычно ассоциируется с Элементами Воды и Земли, которым в действительности не свойственно взаимное влечение. Если, к примеру, вы станете сыпать песок в воду, он упадет на дно сосуда и останется там. Сколько бы вы ни усердствовали, песок будет оставаться во взвешенном состоянии лишь то время, пока вы перемешиваете воду. Капха заставляет Воду и Землю, которые в ином случае не стали бы взаимодействовать друг с другом, вступать в должные сочетания и сохранять взаимно удобное для них равновесие. Капха — это та сила, которую Природа дала нам, чтобы поддерживать в организме должную пропорцию Элемента Земли (твердых веществ) и Элемента Воды (жидкостей). Как только тело обретает излишнюю твердость, обязательно возникают проблемы. Возьмем, к примеру, почечные и желчные камни. Это сгущения Земли, в которых слишком мало Воды идля того, чтобы они могли течь. Точно так же, при избытке в организме Воды и недостатке Земли возникают нарушения вроде отека или водянки. Вода и Земля сохраняют равновесие только при условии, что Капха сбалансирована. Пита, огненное начало, ассоциируется и с Огнем, и с Водой.

В то время как Вода и Земля предпочитают игнорировать друг друга, а при смешивании остаются пассивными, Огонь и Вода – вечные противники. При всякой попытке соединить огонь и воду верх неизменно берет одно из этих начал. Если огня больше, чем воды, огонь выпаривает воду; если воды больше, чем огня, вода, даже доведенная до кипения, заливает огонь. Задача Питы состоит как раз в том, что — бы принудить эту враждебную пару к сотрудничеству. Весь телесный «огонь» содержится в воде. Желудочный сок, например, представляет собой очень сильную кислоту (рН=2 ). Она выжигает все, с чем соприкасается, — в точности как открытое пламя или разряд молнии. Кислота – это Огонь, содержащийся в Воде. Когда в этой смеси преобладает Огонь, он выжигает содержащиеся в Воде естественные средства своего сдерживания. Если это происходит в желудке, возникает язва желудка. Когда же преобладает Вода, она гасит Огонь, порождая несварение. Только посредничество здоровой Питты и позволяет поддерживать этот далеко не безмятежный союз между Огнем и Водой. Воздух и Пространство образуют Вату. Воздух, подобно ветру во внешней Вселенной, способен свободно перемещаться по телу, лишь когда на его пути не возникает препятствий.

Ваш дом надежно защищает вас от ветра, если только ветер этот не становится настолько сильным, что рушит стены вашего дома. Подобным же образом недостаток пустого пространства препятствует правильному движению Воздуха, если только Воздух не накапливает силы, достаточной для того, чтобы, сокрушив препятствия, проложить себе свободный путь. Пространство всегда инертно, Воздух всегда подвижен. Воздух неизменно стремится к расширению, свободному от ограничений. Если эта тенденция становится слишком сильной, разрушаются все ограничивающие структуры, как это происходит, например, при спонтанных переломах тазобедренных суставов, ослабленных остеопорозом. Избыток пустого пространства и недостаток силы движения приводят к застою, имеющему вредоносные последствия для здоровья. Одним примером такого состояния является эмфизема, другим – запор того типа, который развивается вследствие злоупотребления клизмами или средствами для опорожнения толстой кишки. Только здоровая Вата способна поддерживать в равновесии Воздух и Пространство, предоставляя Воздуху должное количество Пространства, в котором он может двигаться.

Состояние элементов постоянно меняется в зависимости от температуры, влажности, времени дня и года. Во внешней среде все и всегда пребывает в движении. Это касается и нашей семьи, и рабочей среды, и социального окружения, и человеческого сообщества в целом. Некоторые считают этот мир иллюзией, майей. Но он не так уж и иллюзорен, когда на вас наезжает грузовик, не правда ли? В большинстве своем мы каждый день просыпаемся, уже находясь в капкане своего тела, и продолжаем пребывать в этом состоянии в ходе выполнения повседневных дел. Но когда мы становимся гибче, у нас возникает возможность взглянуть на свое положение иначе: « Так-так, чему новому я могу научиться сегодня? Как я могу поделиться тем, чем я в действительности являюсь, вот с этим человеком, который идет по улице в таком дурном расположении духа? Как я могу напомнить ему своими делами или словами о том, кем он в действительности является? » Суть не в том, чтобы избавиться от чар внешнего мира, а в том, чтобы находить очарование и во внутренней и во внешней жизни, а также в любом передвижении между ними.

Вкусы ( расы ). Каким бы ни был климат – сухим, влажным или умеренным, — все в природе (и растения, и животные, и почва) пронизано своим «вкусом», специфической смесью соков, влияющей на нас даже в том случае, если мы недостаточно чувствительны, чтобы его распознать. Когда человек поглощает с пищей соки растений и животных, ткань расы в его теле насыщается их качествами: мы становимся тем, что мы едим. Влияние вкусов на тонкую и грубую структуру организма. Каждый вкус обладает своим терапевтическим действием. Сладкий вкус строит и укрепляет все ткани тела, гармонизирует ум, вызывает ощущение удовлетворенности. Он смягчает и успокаивает слизистые оболочки, оказывает отхаркивающее и послабляющее действие, снимает ощущение жжения. Соленый вкус оказывает смягчающее, послабляющее и седативное действие. В малых дозах он стимулирует пищеварение, в умеренных – действует как слабительное , а в очень больших – вызывает рвоту. Кислый вкус оказывает стимулирующее, ветрогонное и питательное действие, облегчает жажду, способствует росту всех тканей тела, кроме репродуктивной. Острый вкус оказывает стимулирующее, ветрогонное и потогонное действие. Способствует пищеварению, улучшает метаболизм и все функции организма, вызывает тепло и нейтрализует ощущение холода. Горький вкус улучшает обмен веществ, очищает кровь и устраняет токсины. Способствует уменьшению всех тканей тела и повышению ясности ума.

Вяжущий вкус останавливает кровотечение и уменьшает чрезмерные выделения ( при потливости или поносе) , способствует заживлению кожи и слизистых. Сравнительная оценка питательных и лечебных свойств вкусов. Сладкий вкус наиболее питателен и потому наиболее важен для всех людей. Питательная ценность кислого вкуса – умеренная, при этом он может истощить секреты репродуктивной системы. Вяжущий вкус также обладает некоторыми питательными свойствами и способствует удержанию в организме различных веществ, особенно минералов. У большинства зеленых овощей вяжущий вкус. Соль снабжает организм минералами и помогает удерживать воду, но сама по себе не очень питательна. Острый вкус имеет не очень питательную ценность; он содержится в пряностях и некоторых овощах, например в луке, и обычно действует истощающе. Горький вкус наименее питателен, и часто его присутствие указывает на то, что овощи уже слишком старые и не годятся в пищу. С точки зрения лечебных свойств наибольшую ценность представляют горький и вяжущий вкусы. Они излечивают острые лихорадочные состояния, инфицированные раны и травматические повреждения, то есть состояния, непосредственно угрожающие жизни. Острый вкус очень полезен для стимулирования защитных реакций организма и устранения застойных явлений. Эти три вкуса быстро воздействуют на организм и наиболее эффективно устраняют патогенные факторы. Кислый, соленый и сладкий вкусы реже используются в терапии острых состояний и больше подходят для длительного лечения, например тонизирующего.

Аюрведа, древняя система медицины Индии, активно использует в исцелении тела, ума и духа правильно подобранные питание, образ жизни и средства омоложения. Эти методики сопровождаются очистительными программами и лечебными травами. Искусство целостного, комплексного лечения учит, что пища и диета могут внести жизненно важный вклад в постоянство хорошего здоровья. Аюрведа содержит глубокое понимание того, какие пищевые продукты подходят и устанавливают равновесие в организме каждого конкретного человека, как правильно готовить эти продукты, и как избежать такой их комбинации, которая приведет к образованию токсинов в организме. Аюрведическая наука о пище обширна и исчерпывающа. Являясь наукой о жизни, она оказывает влияние на все ее аспекты. Аюрведа учит, что пища — это носитель Праны, т. е. жизненной силы живых существ, а жизнь — это непрерывный поиск пищи. Санскритская поговорка « жизнь живет жизнью» напоминает нам, что мы поддерживаем свою собственную жизнь, поглощая другие живые существа.