RAMA

Любой родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив, но мало кто задумывается, что для этого сначала нужно стать счастливым самому. Проект «Разумная мама» работает над двумя этими аспектами — счастьем ребенка и счастьем родителей, потому что одного без другого не существует.

Цель проекта — передача знаний о смыслах и законах счастливой семейной жизни, о важности раскрытия материнской энергии в каждой женщине и укрепления ее созидательной роди в обществе, в возрождении семейных традиций, о гармоничном воспитании детей.
Участники проекта — мамы, которые хотят изменить мир к лучшему, вкладывая силы в своих детей — будущих членов общества. Алена Актаева, куратор проекта сказала, что: «Жизнь значительно изменилась с тех пор, как я начала координировать работу в «РаМе». Этот проект — большой подарок для меня. Невозможно не развиваться самой, давая знания о разумном материнстве. Нужно подтягиваться до этих высоких стандартов. Это очень вдохновляет».

Осенью 2014 года Школе исполнился год, и это время не прошло даром, а дало понимание всей важности и востребованности знаний о главном женском предназначении, о разумном подходе в воспитании детей и гармоничной семейной жизни. В этом же году открылась интернет-школа «РаМа», где обучается более 100 мамочек из разных уголков мира, которые объединились, чтобы получить все необходимое для воспитания своих детей и саморазвития.

Дополнительная информация по телефонам: + 7 701 705-44-90, +7 701 722-04-49
razummama@mail.ru
l.karshalova@mail.ru

Страница в VK
Facebook 

Одно из писем из книги Евгения Леонова «ПИСЬМА К СЫНУ»

 

Одно из писем из книги Евгения Леонова «ПИСЬМА К СЫНУ»
Ленинград. 3.10.1974

«Андрюша, ты люби меня, как я люблю тебя. Ты знаешь, это какое богатство – любовь. Правда, некоторые считают, что моя любовь какая-то не такая и от нее, мол, один вред. А может, на самом деле моя любовь помешала тебе быть примерным школьником? Ведь я ни разу так и не выпорол тебя за все девять школьных лет.

Помнишь, ты строил рожи у доски, класс хохотал, а учительница потом долго мне выговаривала. Вид у меня был трижды виноватого, точно я стою в углу, а она меня отчитывает как мальчишку. Я уже готов на любые унижения, а ей все мало: «Ведь урок сорван… – ведь мы не занимаемся полноценно сорок пять минут.. – ведь сам ничего не знает и другим учиться не дает… – ведь придется вам его из школы забрать… – ведь слова на него не действуют…»



Пропотели рубашка, пиджак и мокасины, а она все не унималась. «Ну, думаю, дам сегодня затрещину, всё!» С этими мыслями пересекаю школьный двор и выхожу на Комсомольский проспект. От волнения не могу сесть ни в такси, ни в троллейбус, так и иду пешком… Женщина тащит тяжелую сумку, ребенок плачет, увидев меня, улыбается, спиной слышу, мать говорит: «Вот и Винни-Пух над тобой смеется…» Незнакомый человек здоровается со мной… Осенний ветерок обдувает меня. Подхожу к дому с чувством, что принял на себя удар, и ладно. Вхожу в дом, окончательно забыв про затрещину, а увидев тебя, спрашиваю: «Что за рожи ты там строил, что всем понравилось, покажи-ка». И мы хохочем.

И так до следующего вызова. Мать не идет в школу. А я лежу и думаю: хоть бы ночью вызвали на съемку в другой город или с репетиции не отпустили бы… Но Ванда утром плачет, и я отменяю вылет, отпрашиваюсь с репетиции, я бегу в школу занять свою позицию в углу.
Какие только мелочи достойны наших переживаний…

Я оттого и пишу эти письма, чтобы исправить что-то неправильное, и выгляжу, наверное, смешным и нелепым, как некоторые мои персонажи. Но ведь это я! В сущности, дружочек, ничего нет проще живой тревоги отцовского сердца.

Когда я один, вне дома, тоскуя, вспоминаю каждое твое слово и каждый вопрос, мне хочется бесконечно с тобой разговаривать, кажется, и жизни не хватит обо всем поговорить. Но знаешь, что самое главное, я это понял после смерти своей мамы, нашей бабушки. Эх, Андрюша, есть ли в твоей жизни человек, перед которым ты не боишься быть маленьким, глупым, безоружным, во всей наготе своего откровения? Этот человек и есть твоя защита.
А я уже скоро буду дома.

Отец.

Зачем женщине соглашаться с мужем?

Зачем женщине соглашаться с мужем?


Когда женщина соглашается с мужем, в конце концов получается так, как она хочет. Потому что её желания в шесть раз превышают по силе его. Мужчина склонен жертвовать свои желания жене. Он для жены готов на всё. А женщина никогда не склонна жертвовать свои желания. Она желает их осуществлять. И в этом гармония. Но мужчина никогда не будет осуществлять желания жены, если она не считает его старшим. Это — цена, которую женщина должна заплатить, аскеза для неё. Почему?

Потому что она тоньше воспринимает мир. Она видит всё: все недостатки, все проблемы близкого человека, то, что он потный, грязный, несобранный и т. д. И этого человека ей надо считать старшим. Но так должна себя вести женщина, чтобы быть счастливой в семейной жизни. Если она так себя ведёт, то всегда получает желаемое.

Торсунов О. Г.

Пять витаминов счастливого детства от Руслана Нарушевича

Пять витаминов счастливого детства от Руслана Нарушевича


Предлагаем вашему вниманию пять принципов позитивного родительства. Это пять витаминов, которые обеспечивают здоровее детство с эмоциональной и духовной точки зрения.При этом такие витамины Руслан Альбертович советует принять сначала самим родителям (ведь все мы родом из детства). И тогда взрослым будет намного проще передать их своим детям. 


1. Ты можешь быть другим

Дайте себе право быть не такими как ваши родители, иметь совершенно другие интересы, другой характер и физические формы. Обязанность родителей увидеть природу ребенка, принять и уважать ее. Ребенок имеет полное право быть не похожим на брата или одноклассников-отличников. Увы, родители часто вымещают на детях свои личные амбиции и нереализованные мечты. Так мама, вечно жующая бутерброд, мечтает чтобы ее дочь стала балериной. Ключевые фразы, которые показывают, что родители на самом деле не позволяют ребенку быть другим: «Да нам такие возможности в свое время даже не снились», «В нашей семье сроду не было музыкантов (водителей, врачей, психологов, йогов и т.д.)», Человек разрушается, если не может заниматься тем, чем хочет. Это убийство ребенка.

2. Ты можешь совершать ошибки

Если вспомнить свое детство, то нас за что только не наказывали: разбитые кружки, испачканные штаны, непонимание математики. Но ребенок на самом деле означает, что он много не знает и потому склонен ошибаться. Если же ребенка за это наказывать, то со временем он предпочтет ничего не делать, лишь бы чувствовать себя в небезопасности. Результатом частого физического наказания мальчика, является перерастание в необузданный интерес к сексу. А девочку даже без физического наказания, а даже просто непрощение ошибки, приведет к тому, что она не сможет строить отношения в будущем. Так появляются фригидные женщины, и трусливые мужчины. Трусость мужчины проявляется или в подлости или в агрессии, когда он во всех видит врагов, которых нужно опасаться. 

Почему женщина плачет?

Почему женщина плачет?

Маленький мальчик спросил маму:
— Почему ты плачешь?
— Потому что я — женщина.
— Я не понимаю!
Мама обняла его и сказала:
— Этого ты не поймешь никогда.
Тогда мальчик спросил y отца:
— Почему мама иногда плачет без причин?
— Все женщины иногда плачут без причин, — всё, что смог ответить отец.
Потом мальчик вырос, стал мужчиной, но не переставал удивляться, почему же женщины плачут.
Наконец, он спросил у Бога. И Бог ответил:
— Задумав женщину, Я хотел, чтобы она была совершенной.
Я дал ей плечи такие сильные, чтобы держать весь мир, и такие нежные, чтобы поддерживать дeтскую головку.
Я дал ей дух настолько сильный, чтобы вынести роды и другую боль.
Я дал ей волю настолько сильную, что она идёт вперёд, когда другие падают, и она заботится о павших, и больных, и усталых, не жалуясь.
Я дал ей доброту любить детей при любых обстоятельствах, даже если они обижают её.
Я дал ей силу поддерживать мужа, несмотря на все его недостатки.
Я сделал её из его ребра, чтобы она защищала его сердце.
Я дал ей мудрость понять, что хороший муж никогда нe причиняет жене боль намеренно, но иногда испытывает её силу и решимость стать рядом с ним, без колебаний.
И наконец, Я дал ей слёзы. И право проливать их где и когда необходимо.
И тебе, сын Мой, надо понять, что красота женщины не в её одежде, причёске или маникюре.
Её красота в глазах, которые открывают дверь к её сердцу. Тому месту, где обитает любовь.

О единомышленниках и не только!

О единомышленниках и не только!

Ура! Наконец мы встретились! Вы конечно заметите, что так можно сказать о встрече только с дорогими и очень близкими вашему сердцу людьми. И это правда, так и случилось – прошла первая встреча Клуба «Разумное материнство» — РаМа! И Вам есть с чем нас поздравить!

На первую встречу, фактически день рождения клуба, собралось шесть прекрасных девушек! И началось, конечно же, все со знакомства: каждая из нас смогла рассказать о себе, поделиться целями и ожиданиями от встреч, которые, кстати сказать, будут проходить регулярно, т.к. программа у Клуба на ближайшие 6 месяцев насыщена. Приятно было пообщаться «вживую», задавать вопросы в режиме реального времени и не просто получать ответы, но и поддержку, а также советы из личного опыта участниц!

Удалось нам также немного обсудить небольшую тему о природе или типах характера детей. Думаю, все согласятся, что этот вопрос является краеугольным в воспитание гармоничного ребенка, потому как такое глубокое понимание своего дитя необходимо, чтобы родители в дальнейшем, исходя из качеств характера, которыми малыш изначально наделен, смогли дать ему соответствующее воспитание и направить в образовании.

Continue reading

О чем думают наши дети

О чем думают наши дети

 

Они размышляют о самом значительном из того, что увидели и услышали. О том, что оставило в их уме наиболее сильное впечатление. Узнав о космосе, ребенок хочет стать космонавтом, услышав о героях, отдавших свою жизнь за Родину, он мечтает быть таким же.

У ребенка может возникнуть желание стать хорошим человеком. Но только в случае, если он услышит что-то полезное из вдохновляющего источника, и эта информация будет сопровождаться осмысленными и глубокими чувствами. Известно, что дети больше хранят впечатления, нежели саму информацию, которая пригодится им позже. Сначала нужна вдохновляющая сила, розовая мечта, которая будет вести их всю жизнь.

 

 

Continue reading

Про Брак с точки зрения ведической астрологии


Про Брак с точки зрения ведической астрологии

brak

Прежде, чем приступать к анализу совместимости, следует выяснить, насколько данный человек расположен по судьбе иметь брак, и возможна ли для него удача в браке? Это связано с анализом общей Дхармы человека. Мы можем иметь желание вступить в брак по разным причинам: из чувства одиночества и следуя традиции “потому что все так делают”, из осознанного желания исполнять свой жизненный долг (Дхарму), из-за того, что увлечены каким -то человеком или просто испытываем сильное желание наслаждать свои чувства и нам неважно какой партнер будет.
Иногда, повинуясь только сильным велениям своих чувств, человек необдуманно вступает в отношения, потом следует разочарование, он расстается с партнером и ищет новых отношений. Возникает целая цепь негативных последствий: разочарованные “бывшие партнеры”, которые вмешиваются в наши будущие отношения, дети, оставшиеся без отца, множественные проблемы материального, морального и духовного плана.
Поскольку в современной безбожной цивилизации желание бесконтрольно удовлетворять свои чувства ставится во главу угла, то с подобными ситуациями приходится сталкиваться все чаще и чаще. Это является естественным признаком разрушения Дхармы, или то, что называют адхарма.
Таким образом, главной опасностью, к которой приводят отношения, основанные только на вожделении, становится Варна-санкара или рождение неудачливых, несчастных поколений людей с разрушенной Дхармой. Это происходит потому, что судьба ребенка полностью зависит от состояния ума родителей в момент зачатия.

Continue reading

Преподносим подарки нашим детям правильно

Преподносим подарки нашим детям правильно

Подарок малышу: простые правила

В дальнейшем (приблизительно после полутора лет) начинает преобладать наглядно-образное мышление. В этот период ребенку нужно погрузиться в мир образов (в самых разных формах — книги, картинки, конструкторы, сюжетные игры и т.д.). Их тоже должны предоставить ребенку заинтересованные в его развитии люди (сам ребенок еще слишком мал, чтобы внятно заявить о своих потребностях).

Из сказанного может сложиться впечатление, что чем больше дорогих и сложных игрушек, тем лучше. Нет, нет и нет. У ребенка должна развиваться фантазия. В руках правильно развивающегося ребенка одна и та же палочка может быть лошадкой (и тогда на ней скачут), может быть мечом (и тогда ею сражаются), может быть воротами, клюшкой, лопаткой, деревцем, Бабой- Ягой и еще многим-многим другим, о чем мы с вами, взрослые, с высоты своего возраста даже и не подозреваем.

Игры же детей, буквально по шею заваленных игрушками, зачастую скучны и однообразны. Игрушечные лошадки точь-в-точь похожи на настоящих, мир Барби как будто перенесся в детский уголок с экрана телевизора. Все как настоящее… Но присмотримся, прислушаемся повнимательнее… До чего же неинтересны и стандартизированы эти игры! Нет в них ни блеска детской фантазии, ни искры креативности (способность к поиску нестандартных решений). А ведь именно эти качества впоследствии определят будущее ребенка…

Какие же игрушки необходимы для полноценного развития ребенка- дошкольника? Неужели достаточно пары палочек, подобранных по случаю на улице?

Разумеется, нет. Однако существуют простые правила, которые имеет смысл соблюдать при подборе игрушек для ребенка-дошкольника.

1. Игрушек не должно быть слишком много. Ребенок до двух лет должен единовременно иметь доступ к 3–5 игрушкам. Не более. Иначе рассеивается внимание, не развивается концентрация, исследование предмета становится поверхностным. Если игрушек в доме много, лишние можно просто убрать. Через месяц эти игрушки будут восприниматься ребенком как новые (а уже «отыгранные» в свою очередь можно убрать).

2. Игрушки должны комплектоваться между собой, чтобы стимулировать развитие все более сложных сюжетных игр. То есть, если в хозяйстве малыша есть большой грузовик, то обязательно должны быть кубики или что-то другое, что можно в него загрузить, куклы или зверюшки, по размерам подходящие на роль шофера, пассажиров и автомехаников, а также большая коробка из-под бытового прибора, в которой для грузовика можно устроить гараж.

3. Игрушки для маленького ребенка не должны быть статическими, сугубо декоративными. То есть большую куклу обязательно нужно одевать и раздевать, а также мыть и расчесывать, машина должна ездить, поднимать что-то краном, открывать и закрывать двери, что-то еще может в ней крутиться, разбираться, защелкиваться, отщелкиваться и т.д. Чем больше манипуляций можно производить с одной и той же игрушкой, тем выше ее познавательная и развивающая ценность.

4. Игрушки должны быть выполнены из разных материалов. В наборе игрушек для маленького ребенка наряду с яркими пластмассовыми игрушками (какими, по преимуществу, и завалены сегодня прилавки магазинов), обязательно должны присутствовать деревянные игрушки (кубики, пирамидки, весы, машинки), меховые и резиновые игрушки, игрушки из разных тканей, керамические, металлические и даже каменные игрушки (например, каменные яйца или просто обточенная морем галька).

Подарок малышу: подходящие игрушки

Так что же лучше всего дарить детям? В первую очередь выбор определяется возрастом малыша.

Ребенок до двух — двух с половиной лет. Основная задача — развитие того самого наглядно-действенного мышления, а также тонкой моторики. От того, как развиты два названных компонента, напрямую зависит третий, в чем-то важнейший — развитие речи. Основная роль тут принадлежит так называемым развивающим играм и игрушкам.

Не надо думать, что развивающие игры — это нечто замысловатое. Обычные кубики и пирамидки — это тоже развивающие игрушки. Встречаются также специальные развивающие центры для совсем маленьких детей. В этих центрах обязательно есть зеркальце, что-то крутящееся, что-то звенящее, что-то открывающееся, выскакивающее и т.д. Ребенок крутит колесики, жмет на кнопочки, дергает за рыжачки… и потихоньку развивается. Единственный недостаток этих прекрасных игрушек — высокая цена. Впрочем, что-то подобное внимательный родитель может соорудить для ребенка сам — из подручных материалов.

После полутора лет обязательны книжки с толстыми листами и яркими картинками или просто набор карточек (переход к наглядно-образному мышлению). Очень хорошие развивающие игрушки — разнообразные ящички с прорезями разных форм, куда нужно просовывать соответствующие предметы (шар, кубик, параллелепипед, цилиндр, звездочку и т.д.).

Ребенок от двух до четырех лет. В этом возрасте ребенок осваивает несложные ролевые игры. Для этого ему обязательно нужны антропоморфные (различные куклы) и зооморфные (мягкие или резиновые зверюшки) игрушки. Причем это равно относится и к мальчикам, и к девочкам. В шесть лет мальчик скорее всего уже не будет играть с куклой, а в два с половиной симпатичный пупс предоставит ему массу новых возможностей. Точно также девочке обязательно нужна хотя бы одна машина, на которой куклы будут ездить в гости, перевозить вещи и т.д.

Прекрасные развивающие игрушки для этого возраста — различные паззлы. Паззл — это такая дощечка с вырезанными в ней контурами геометрических фигур или каких-то картинок (звери, овощи и т.д.). Ребенок вставляет фигурки в прорези, и таким образом замечательно тренирует координацию движений. Различные мячи — прекрасная игрушка для всех возрастов, но в этом возрасте они категорически обязательны. Здесь же уместны кольца, которые ребенок набрасывает на штырек, кубики и несложные конструкторы.

Следует избегать прочно скрепляющихся конструкторов (типа «Лего») до тех пор, пока ребенок не освоил строительство из обычных (пластмассовых или, еще лучше, деревянных) кубиков. Конструкция из обычных кубиков требует гораздо более точного планирования и хороших моторных навыков (иначе она попросту развалится). Привыкнув к жестким скреплениям деталей, ребенок не разовьет в себе необходимые ему навыки удержания равновесия и весового соотношения частей.

От четырех до семи лет. Сложные ролевые игры и довольно совершенные моторные возможности. Самое время для разнообразных конструкторов, мозаик. Они дают прекрасные возможности для развития фантазии ребенка, его творческого потенциала. Обязательны книги с хорошими картинками, наборы для сюжетных игр (скотный двор, ремонтная мастерская — что-то здесь можно купить, а что-то сделать самим из подручных материалов — не забывайте о фантазии ребенка, превращающей палочку в лошадку!).

В этом возрасте очень уместны домашние спортивные комплексы, ибо ребенок еще слишком мал, чтобы серьезно заниматься в секции или спортшколе, но находится в неустанном движении и нуждается в возможности где-то полазить, повисеть, покувыркаться… Хороши также разнообразные дартсы (домашний тир с дротиками, прилипающими шариками и т.д.).

По возможности, следует избегать агрессивных, явно милитаризированных игрушек, уродливых и откровенно антиэстетических монстров и т.п.

Для пяти — шести лет уместными могут оказаться развивающие или просто развлекательные компьютерные разработки. Дети в этом возрасте достаточно легко осваивают весьма сложные алгоритмы и охотно живут в виртуальной реальности компьютерных героев. Следует лишь помнить о том, что все-таки главным остается освоение и познание реального, а не виртуального мира. К тому же медики считают, что детям этой возрастной категории не стоит проводить возле экрана компьютера более 20 минут в день.

Детям всех возрастов можно и нужно дарить краски, карандаши, мелки, фломастеры и альбомы. Дети всех возрастов рады всем звучащим предметам — барабанам, дудочкам, ксилофонам, балалайкам, цимбалкам и т.д.

В заключение несколько конкретных советов.

— покупая подарок маленькому ребенку, по возможности учитывайте уже имеющиеся у него игрушки. Кстати, большинство детей совершенно не возражают против прямого дублирования (у ребенка уже есть львенок, но при этом он искренне рад появлению еще одного — «Это будет лев-мама (папа, братик)!»)

— если вы приобретаете подарок «по возрасту», старайтесь сделать покупку слегка «навырост» (например, полуторагодовалому малышу уместно купить игрушку с надписью «с 2х лет»). Во-первых, дети (особенно чужие) очень быстро растут, а во-вторых, ребенок в игре должен все время стремиться к новым рубежам, это стимулирует его развитие.

— Если случилось так, что подарок предназначен ребенку, отстающему в развитии, то следует приобрести развивающую игру, соответствующую возрасту, на год-два меньшему, чем возраст ребенка.

— Не следует покупать совсем маленькому ребенку игру или игрушку, в которой много мелких деталей. В лучшем случае ребенок их потеряет, в худшем — может проглотить.

— Хорошо, если подарок для ребенка будет ярко, красиво и сложно упакован. Разворачивание подарка для маленького ребенка — отдельное и очень интересное действо.

Подарок малышу: зашифрованное послание

Послания в подарках для самых маленьких могут иметь двух адресатов: самого ребенка и его родителей.

Послания для родителей.

«У Вас чудесный малыш!» Нечто украшательское, и достаточно бесполезное. Чепчики, ленточки, кружавчики. Прибор для подогревания пеленок, декоративная соска и т.д.

«Дети — это такая радость!» Подарок, подобранный с любовью к детям вообще. Желание продемонстрировать эту любовь родителям ребенка. Нечто, повышающее комфортность жизни малыша. Огромная книжка с картинками, декоративная подвеска в кроватку.

«У этого ребенка большое будущее!» Только развивающие игры. Причем замысловатые, авторские, с подтекстом и подробной методичкой, объясняющей, как пользоваться и что именно игра развивает.

Послания для самого ребенка.

«Давай поиграем!» Классическая электрическая железная дорога, которую папа покупает скорее для себя, чем для ребенка. Воздушный змей или модель корабля, которые сам ребенок, без помощи родителей, просто не в состоянии освоить.

«Ты очень талантливый!» Развивающие игрушки, закупленные заботливыми родителями.

«Боже мой, как мы тебя любим!» Нечто большое, мягкое, пушистое, антропоморфное, гуманистической направленности.

«Ты только посмотри, какая забавная штука!» Покупая подарок, взрослый представляет себя ребенком, смотрит на прилавок и решает: ну, будь я ребенком, вот эта вещь меня точно позабавила бы! Успех подарка зависит от того, насколько взрослый владеет искусством перевоплощения.

Перечень вещей, которые могут стать хорошим подарком ребенку. Возможно, он подскажет вам конкретное решение.

Подвески в кроватку. Музыкальные и прочие.

Наборы декоративной продукции, украшающей жизнь младенца — погремушки, соски, декоративные кружки, бутылочки и т.д.

Наборы деревянных кубиков. Всегда уместны. Классика. Значение трудно переоценить.

Мячи. Разных размеров, из разных материалов. Тоже почти вечная игрушка. Пришла, как известно, от древних инков.

Деревянные паззлы. Их производят в Белоруссии. У нас раньше ими торговал магазин «Новая школа» на Садовой. Потом он переехал. Куда — к сожалению, не знаю.

Куклы.

Звери.

Лошадки, на которых качаются, машинки, на которых ездят.

Детские велосипеды.

Развивающие игры по Никитиным.

Развивающие игры по Монтессори.

Развивающие центры (они есть в больших универмагах, большой выбор в магазине «Чудо-остров» на Васильевском)

Наборы для сюжетных игр. У нас их почти не производят, часто встречаются китайские, иногда — немецкие и австрийские, на порядок лучше качеством.

Модели, которые нужно собирать или клеить.

Разнообразные конструкторы. Импортные или отечественные, которые ничуть не хуже с развивающей точки зрения, но менее яркие и менее рекламируемые.

Игры в коробках — лото, логические игры и т.д. Это очень хорошо, так как в такие игры играет вся семья.

Детские театры (наборы кукол, надеваемых на руку или на пальцы) — для ролевых игр.

Наборы ролевых игрушек. Например, набор для перевоплощения в индейца (лук, стрелы, томагавк), набор для перевоплощения в рыцаря (меч, щит, шлем) и т.д.

Книги для детей, альбомы, краски, специальный детский пластилин — и прочая сопроводиловка для детской творческой деятельности.

Родителям: книги по развитию детей. Интеллектуальному, эмоциональному и всякому другому.

 


Катерина Домогатская

Ложку за маму, ложку за папу…

Ложку за маму, ложку за папу…

 

Любой психолог и специалист в области детского питания скажет: во всем, что касается еды, насилие неприемлемо. Если кормить ребенка насильно, с уговорами, порицаниями, ничего хорошего не получится. У него закрепляется негативное отношение к еде, и дело может дойти до рвоты или намеренного голодания. 
Главное, что поможет вам справиться с маленьким привередой – терпение и еще раз терпение. Важно также знать, что некоторые капризы в отношении еды обычны для маленьких детей, а следовательно, вполне нормальны:
Детям нужно гораздо меньше калорий, чем, может быть, вам кажется. А это значит, что ребенок, скорее всего, уже сыт, когда вы думаете, что он склевал только пару ложек со своей тарелки.
Маленькие дети – это убежденные сепаратисты. Они любят есть отдельно каждый вид еды, и не дай бог, чтобы еда на тарелке смешивалась или хотя бы дотрагивалась друг до друга. Именно поэтому дети так часто не хотят есть суп или салат. Хотя по отдельности продукты, составляющие их, едят хорошо. Один из выходов из этой ситуации – тарелки с раздельными секциями, их сейчас можно купить повсюду.
Дети не любят пробовать новую для них, или хорошо забытую еду. Это не значит, что вы должны питаться одним и тем же. Просто не ожидайте слишком многого и не расстраивайтесь, если не получится заставить ребенка попробовать.
Как заставить ребенка попробовать что-то новое?
Важно, чтобы еда была ребенку знакома. Поэтому заставить ребенка есть незнакомую еду с первого же раза вряд ли удастся. Кладите ему маленькие порции незнакомой еды на тарелку несколько дней подряд. Желательно рядом с небольшим количеством его любимой еды. Не сердитесь на ребенка, если он даже и не дотронется до нового продукта, и не сильно уговаривайте его попробовать. Если он пробует новую еду и тут же вытаскивает ее изо рта, это нормально. Приучить ребенка питаться разнообразно может занять у вас несколько месяцев, просто будьте терпеливы. 
Как заставить ребенка есть больше?
По сравнению с родительскими ожиданиями, дети едят очень мало. Порция еды для дошкольника может составлять всего одну четвертую или одну третью часть взрослой порции. И важно не заставить ребенка есть больше, а сделать так, чтобы он получал здоровое питание. Ребенок должен за день получать еду из каждой группы пищевой пирамиды (зерновые продукты, мясо, молочные продукты, фрукты и овощи). Например, если ребенок съел в обед много макарон, не давайте ему больше углеводной пищи, лучше дать что-то содержащее белок (сыр, йогурт и т.д.) И если ребенок получает здоровое сбалансированное питание, позвольте ему самому определять количество съедаемой пищи и количество потребляемых калорий.
Если ребенок с самого рождения мало ест, его рост и вес меньше средних возрастных норм, но при этом он активен, жизнерадостен, редко болеет, а врач не находит у него отклонений в умственном и психическом развитии, значит все в порядке. Ведь и взрослые люди все очень разные, у всех разный аппетит. Нельзя давить на ребенка лишением того или иного блюда, насильственным образом заставляя поглощать еду. И чем меньше акцентируется внимание на количестве съеденных ложек, тем больше возрастает у малыша интерес к блюду. 
С самого раннего возраста следует приобщать ребенка к семейным трапезам. У ребенка должно быть собственное место за столом. Да, на детском стуле, но вместе со взрослыми.
Позволяйте ребенку участвовать в приготовлении пищи, пусть помогает варить, печь по мере своих сил и возможностей. Даже двухгодовалый малыш может помочь перемешать салат, положить колбасу на хлеб, а ложки на стол. Так ребенок ближе познакомится с продуктами питания. К тому же очень интересно попробовать то, что приготовлено своими руками. Если ребенок не любит овощи, то, нарезав салат сам, он может более снисходительно отнестись к нему,  и скорее всего попробует хотя бы пару ложек.
Бывает, что аппетит ребенка снижается в какой-то период его жизни. Такое снижение носит случайный, временный характер, и может быть вызвано недомоганиями или психологическим напряжением. К такой потере аппетита стоит относиться спокойно. Чаще давайте ребенку его любимые блюда, уменьшите порции, ведь когда есть не хочется, вид полной тарелки неприятен. Из тех же соображений не ставьте сразу первое и второе блюдо на стол. Давайте то, что упрямец просит. Другого даже не предлагайте. Ничего страшного, вскоре аппетит вернется, и ребенок попросит что-то другое. 
Еще один враг аппетита — бесконечные перекусы. Они убивают аппетит, он просто не успевает развиваться. Как же быть, ведь ребенок ничего не ел за завтраком, он голоден. Ничего страшного, потому что через три часа он будет обедать. А вскоре после завтрака вместо чипсов или конфет можно дать ему овощного сока, банан или яблоко. Главное чтобы это не выглядело наказанием: не захотел завтракать, вот теперь поголодай! Лучше отвлечь ребенка игрой.
В отличие от общепринятых советов, красиво разложенная на тарелке еда практически не помогает. Обмануть ребенка очень трудно. Если ребенок терпеть не может морковку, то запросто отличит ее среди других продуктов. Но как ни странно, в этом случае часто может помочь изменение привычной формы продукта. Если ребенку не понравился огурец, нарезанный круглыми ломтиками, не настаивайте. Подождите день и предложите огурец, разрезанный пополам и подсоленный. Не понравится в этом виде, предложите огурец в салате. Вариантов огромное количество. Просто чаще предлагайте ребенку полезную еду.

Марина Аль-Рабаки