Остров заботы и любви

damodara-010916-14-1-1024x683

Вот и подошло к концу лето, а с ним и пора отпусков, и многие родители пребывают в поисках детского сада для дошколят. Сегодня мы встретились с Викторией Любинене — руководителем частного детского сада с необычным названием «Дамодара». И необычное в нем не только имя, но и вся методика. «Дамодара» — единственный в Алмате садик гуманной педагогики. Уже интересно?

— Частный детский садик «Дамодара» работает и радует детей и их родителей почти год. Расскажите, пожалуйста, как родилась идея создания детского сада с такой альтернативной на сегодняшний день методикой воспитания, как гуманная педагогика?

— Сама идея открытия подобного садика была давно, еще с того момента, когда я попала в проект «Разумная мама». Я узнала, что у Шалвы Алексанровича Амонашвили (основателя гуманной педагогики) совершенно иной взгляд на ребёнка. Ребёнок — это не просто ребёнок, это ребенок Света. Его послал к нам сам Господь. И у каждого ребёнка есть своя миссия в этом мире. Каждый ребёнок пришел совершить что-то нужное и замечательное. А мы, взрослые, должны открыть это в нем, вдохновить. А также узнала, что ребёнок воспитывается не просто словами и наказами, а прежде всего образами. Само слово «воспитание» — в-ось-питание. И наша ответственность, какую ось мы будем питать у ребёнка: ось любви, ось заботы, а может ось гнева или ось лени? Это значит, что ребёнок будет смотреть на нас, взрослых, и делать не то, что мы говорим, а будет делать то, что мы делаем. Поэтому ответственность взрослого — вложить правильный образ ребенку, чтобы он вырос и начал менять мир к лучшему. А начать нужно с себя. Об этом и говорит гуманная педагогика. Это не просто ещё одна методика, а образ жизни, мышления, взгляда на мир и в том числе воспитание ребёнка. Именно ценности гуманной педагогики очень вдохновили меня искать иные подходы к отношениям в семье и образованию наших детей.

Когда моему сыну исполнилось 3 года, я начала поиски для него детского садика. Уже вооружившись теми знаниями, которые у меня были, я смотрела на воспитателей, руководителей, на атмосферу, которая царила. Не могу сказать, что все садики плохие. Есть очень хорошие садики, но, так или иначе, мне захотелось самой взять ответственность за воспитание детей, и не только своих.

— Какими должны быть педагоги детского сада гуманной педагогики? Как вы поверяете квалификацию педагогов, которых вы принимаете на работу?

— Прежде всего мы смотрим на то, какой это человек. Обязательно без вредных привычек, добрый нрав, любовь к детям. У воспитателя обязательно должна быть вера в Высшее начало. Нам не важна сама религия, важны принципы, которыми руководствуется человек. Важна его толерантность. Страсть к дальнейшему обучению. Второе, на что мы смотрим, — это на его квалификацию как педагога. Здесь важно то, как педагог умеет общаться с детьми, как он может творчески подойти к обучению, к различным ситуациям в садике.

— Чем отличаются воспитатели в вашем саду от других? Повышают ли они как-то свою квалификацию?

— Прежде всего воспитатели в садике — это настоящие профессионалы, про таких говорят: педагог от Бога. Вы не услышите от них приказной тон, а тем более крик. У них всегда наготове улыбка для ребёнка. Они уважают каждого ребёнка и видят в нем личность. Дети чувствуют себя любимыми. Их ничего не принуждают и не заставляют делать — ведь такой подход ни к чему не приводит, кроме как закрытости и отчуждению. Воспитатели же вдохновляют ребенка на какие-то действия и через игру заинтересовывают. И, поверьте, это большой труд, требующий от педагога большого внимания к личности каждого ребенка, знание его особенностей, характера и только через это поиск творческих путей для вдохновения.

Все воспитатели проходят обучение в школе гуманной педагогики, а также в программах, организованных Институтом духовных прикладных технологий им. Джона Фэйворса, где их обучают не только тому, как надо общаться с детьми, но и каким нужно быть самому, ведь, как выше говорилось, воспитание ребёнка начинается с воспитания себя. Также мы отправляем педагогов на повышение квалификации по обучению практических навыков преподавания.

Конечно не надо идеализировать и представлять наших воспитателей ангелами с крыльями. Они такие же люди, но они стремятся к изменению себя. Ведь гуманная педагогика — это не точка прибытия, это путь длиною в жизнь.

— Какое внимание уделяется адаптации ребенка в саду?

Адаптации уделяется большое внимание. Из основ детской психологии ребёнка мы знаем, что до 7 лет центральным чувством ребёнка является страх. И, конечно, когда ребенок приходит в детский сад, где все для него незнакомо, он испытывает страх. Поэтому очень важно, чтобы рядом с ребёнком был человек, который бы его поддержал, побыл бы рядом с ним. Поэтому первые дни, иногда недели, а в исключительных случаях месяцы, родители приходят в садик вместе ребёнком на занятия и игры. Первое время надолго не оставляем, смотрим на реакцию ребёнка. Детки все разные, и для одного ребёнка достаточно нескольких часов вместе с родителями побыть в незнакомом месте, чтобы там освоиться, а для некоторых требуется гораздо больше. Также имеет значение степень привязанности ребенка к маме. Мы стараемся исключить ситуацию, чтобы мама уходила, а ребёнок, прижавшись к двери, стоял и плакал. Если ребёнок плачет, мама видит это и все равно уходит, то ребёнок неосознанно делает вывод, что мама его не любит, что он ей не нужен или что у неё есть что-то более важное, чем он. Родителям это объясняем. Стараемся, чтобы детский сад у ребенка ассоциировался только с чем-то хорошим.

— Какие возрастные группы есть сейчас?

— С сентября занятия проходить будут в трех возрастных группах: 3-4, 4-5, 5-6 лет. В группе в среднем по 10 человек.

— В чём проявляется гуманная педагогика в обычном распорядке дня, образовании ребенка в садике?

— У многих слово «гуманность» ассоциируется со вседозволенностью. Это не так. У нас, конечно, есть правила и дисциплина, только разница в том, что воспитатели это делают через игры, песни, диалоги с ребёнком, а не криками и нотациями.

Мы не принуждаем ребёнка кушать, ведь чтобы ребёнок кушал с удовольствием, ответственность за насыщение мы должны передать ребёнку. Мы не принуждаем детей спать в тихий час. Мы просим их полежать и отдохнуть, послушать сказки и при желании поспать — дети спят.

Во время занятий ребёнок не обязан сидеть за партой и делать то, что говорит педагог. Он может сидеть в сторонке и играть тихонько, не мешая другим, в свои игры, но задача педагога сделать урок таким, чтобы ребёнок сам заинтересовался и включился в процесс изучения. Только тогда обучение будет для ребёнка не в тягость, а в радость.

— Есть ли какие-то дополнительные занятия в саду для детей?

— Да, у нас, как и во многих других детских садах, есть логопед, таэквандо, хореография.

Важным отличием является преподавание казахского и английского языка в нашем саду. Преподаватель языков приходит не на один урок, а на день, чтобы не только провести занятия, но и посидеть за завтраком с детьми, поиграть на улице, а также уложить спать на том языке, который он преподает. Это детям дает возможность лучше и больше изучить язык, так как до 7 лет ребёнок имеет способность к изучению языков гораздо лучше, чем после 7.

— Какое питание обеспечено для детей в саду?

—В питании у нас также применен принцип гуманности, и следуя примеру наших учителей, питание у нас вегетарианское. Невозможно быть гуманным по отношению к людям и негуманным по отношению к животным. Замечено, что когда люди, в том числе и дети, переходят на вегетарианское питание, то они становятся менее агрессивными, и мы это наблюдаем. Также большинство современных врачей мира говорят о том, что вегетарианское питание приносит людям большее здоровье, при условии правильного подхода к нему. Поэтому мы обратились к специалисту по детскому питанию, который для нас составил здоровое меню.

— Есть ли какая-то система обратной связи воспитателей и родителей?

— Мы всегда очень чутко относимся к замечаниям и предложениям со стороны родителей. Мы общаемся как утром и вечером, так и на собраниях лично. А также создан чат, где родители общаются с педагогами, видят фотографии своих детей в течение дня. В скором будущем будут установлены камеры онлайн наблюдения для родителей.

— Что необходимо, чтобы поступить в детский сад «Дамодара»?

— Кроме стандартных документов — готовность родителей к воспитанию себя. Если есть сложности в воспитании ребенка, мы общаемся с родителями и вместе ищем причины происходящего.

— Планируется ли у вас открытие филиалов в других районах и городах?

— Пока мы налаживаем все процессы в одном детском саду, мечтаем о том, чтобы таких садиков было больше и единомышленникам всегда рады. С удовольствием делимся своим опытом с другими. Больше о детском садике «Дамодара» вы можете узнать на сайте http://damodara.kz.

А также по всем интересующим вас вопросам вы можете обратиться по телефону: +7 (700) 973-65-64.