Преподносим подарки нашим детям правильно

Преподносим подарки нашим детям правильно

Подарок малышу: простые правила

В дальнейшем (приблизительно после полутора лет) начинает преобладать наглядно-образное мышление. В этот период ребенку нужно погрузиться в мир образов (в самых разных формах — книги, картинки, конструкторы, сюжетные игры и т.д.). Их тоже должны предоставить ребенку заинтересованные в его развитии люди (сам ребенок еще слишком мал, чтобы внятно заявить о своих потребностях).

Из сказанного может сложиться впечатление, что чем больше дорогих и сложных игрушек, тем лучше. Нет, нет и нет. У ребенка должна развиваться фантазия. В руках правильно развивающегося ребенка одна и та же палочка может быть лошадкой (и тогда на ней скачут), может быть мечом (и тогда ею сражаются), может быть воротами, клюшкой, лопаткой, деревцем, Бабой- Ягой и еще многим-многим другим, о чем мы с вами, взрослые, с высоты своего возраста даже и не подозреваем.

Игры же детей, буквально по шею заваленных игрушками, зачастую скучны и однообразны. Игрушечные лошадки точь-в-точь похожи на настоящих, мир Барби как будто перенесся в детский уголок с экрана телевизора. Все как настоящее… Но присмотримся, прислушаемся повнимательнее… До чего же неинтересны и стандартизированы эти игры! Нет в них ни блеска детской фантазии, ни искры креативности (способность к поиску нестандартных решений). А ведь именно эти качества впоследствии определят будущее ребенка…

Какие же игрушки необходимы для полноценного развития ребенка- дошкольника? Неужели достаточно пары палочек, подобранных по случаю на улице?

Разумеется, нет. Однако существуют простые правила, которые имеет смысл соблюдать при подборе игрушек для ребенка-дошкольника.

1. Игрушек не должно быть слишком много. Ребенок до двух лет должен единовременно иметь доступ к 3–5 игрушкам. Не более. Иначе рассеивается внимание, не развивается концентрация, исследование предмета становится поверхностным. Если игрушек в доме много, лишние можно просто убрать. Через месяц эти игрушки будут восприниматься ребенком как новые (а уже «отыгранные» в свою очередь можно убрать).

2. Игрушки должны комплектоваться между собой, чтобы стимулировать развитие все более сложных сюжетных игр. То есть, если в хозяйстве малыша есть большой грузовик, то обязательно должны быть кубики или что-то другое, что можно в него загрузить, куклы или зверюшки, по размерам подходящие на роль шофера, пассажиров и автомехаников, а также большая коробка из-под бытового прибора, в которой для грузовика можно устроить гараж.

3. Игрушки для маленького ребенка не должны быть статическими, сугубо декоративными. То есть большую куклу обязательно нужно одевать и раздевать, а также мыть и расчесывать, машина должна ездить, поднимать что-то краном, открывать и закрывать двери, что-то еще может в ней крутиться, разбираться, защелкиваться, отщелкиваться и т.д. Чем больше манипуляций можно производить с одной и той же игрушкой, тем выше ее познавательная и развивающая ценность.

4. Игрушки должны быть выполнены из разных материалов. В наборе игрушек для маленького ребенка наряду с яркими пластмассовыми игрушками (какими, по преимуществу, и завалены сегодня прилавки магазинов), обязательно должны присутствовать деревянные игрушки (кубики, пирамидки, весы, машинки), меховые и резиновые игрушки, игрушки из разных тканей, керамические, металлические и даже каменные игрушки (например, каменные яйца или просто обточенная морем галька).

Подарок малышу: подходящие игрушки

Так что же лучше всего дарить детям? В первую очередь выбор определяется возрастом малыша.

Ребенок до двух — двух с половиной лет. Основная задача — развитие того самого наглядно-действенного мышления, а также тонкой моторики. От того, как развиты два названных компонента, напрямую зависит третий, в чем-то важнейший — развитие речи. Основная роль тут принадлежит так называемым развивающим играм и игрушкам.

Не надо думать, что развивающие игры — это нечто замысловатое. Обычные кубики и пирамидки — это тоже развивающие игрушки. Встречаются также специальные развивающие центры для совсем маленьких детей. В этих центрах обязательно есть зеркальце, что-то крутящееся, что-то звенящее, что-то открывающееся, выскакивающее и т.д. Ребенок крутит колесики, жмет на кнопочки, дергает за рыжачки… и потихоньку развивается. Единственный недостаток этих прекрасных игрушек — высокая цена. Впрочем, что-то подобное внимательный родитель может соорудить для ребенка сам — из подручных материалов.

После полутора лет обязательны книжки с толстыми листами и яркими картинками или просто набор карточек (переход к наглядно-образному мышлению). Очень хорошие развивающие игрушки — разнообразные ящички с прорезями разных форм, куда нужно просовывать соответствующие предметы (шар, кубик, параллелепипед, цилиндр, звездочку и т.д.).

Ребенок от двух до четырех лет. В этом возрасте ребенок осваивает несложные ролевые игры. Для этого ему обязательно нужны антропоморфные (различные куклы) и зооморфные (мягкие или резиновые зверюшки) игрушки. Причем это равно относится и к мальчикам, и к девочкам. В шесть лет мальчик скорее всего уже не будет играть с куклой, а в два с половиной симпатичный пупс предоставит ему массу новых возможностей. Точно также девочке обязательно нужна хотя бы одна машина, на которой куклы будут ездить в гости, перевозить вещи и т.д.

Прекрасные развивающие игрушки для этого возраста — различные паззлы. Паззл — это такая дощечка с вырезанными в ней контурами геометрических фигур или каких-то картинок (звери, овощи и т.д.). Ребенок вставляет фигурки в прорези, и таким образом замечательно тренирует координацию движений. Различные мячи — прекрасная игрушка для всех возрастов, но в этом возрасте они категорически обязательны. Здесь же уместны кольца, которые ребенок набрасывает на штырек, кубики и несложные конструкторы.

Следует избегать прочно скрепляющихся конструкторов (типа «Лего») до тех пор, пока ребенок не освоил строительство из обычных (пластмассовых или, еще лучше, деревянных) кубиков. Конструкция из обычных кубиков требует гораздо более точного планирования и хороших моторных навыков (иначе она попросту развалится). Привыкнув к жестким скреплениям деталей, ребенок не разовьет в себе необходимые ему навыки удержания равновесия и весового соотношения частей.

От четырех до семи лет. Сложные ролевые игры и довольно совершенные моторные возможности. Самое время для разнообразных конструкторов, мозаик. Они дают прекрасные возможности для развития фантазии ребенка, его творческого потенциала. Обязательны книги с хорошими картинками, наборы для сюжетных игр (скотный двор, ремонтная мастерская — что-то здесь можно купить, а что-то сделать самим из подручных материалов — не забывайте о фантазии ребенка, превращающей палочку в лошадку!).

В этом возрасте очень уместны домашние спортивные комплексы, ибо ребенок еще слишком мал, чтобы серьезно заниматься в секции или спортшколе, но находится в неустанном движении и нуждается в возможности где-то полазить, повисеть, покувыркаться… Хороши также разнообразные дартсы (домашний тир с дротиками, прилипающими шариками и т.д.).

По возможности, следует избегать агрессивных, явно милитаризированных игрушек, уродливых и откровенно антиэстетических монстров и т.п.

Для пяти — шести лет уместными могут оказаться развивающие или просто развлекательные компьютерные разработки. Дети в этом возрасте достаточно легко осваивают весьма сложные алгоритмы и охотно живут в виртуальной реальности компьютерных героев. Следует лишь помнить о том, что все-таки главным остается освоение и познание реального, а не виртуального мира. К тому же медики считают, что детям этой возрастной категории не стоит проводить возле экрана компьютера более 20 минут в день.

Детям всех возрастов можно и нужно дарить краски, карандаши, мелки, фломастеры и альбомы. Дети всех возрастов рады всем звучащим предметам — барабанам, дудочкам, ксилофонам, балалайкам, цимбалкам и т.д.

В заключение несколько конкретных советов.

— покупая подарок маленькому ребенку, по возможности учитывайте уже имеющиеся у него игрушки. Кстати, большинство детей совершенно не возражают против прямого дублирования (у ребенка уже есть львенок, но при этом он искренне рад появлению еще одного — «Это будет лев-мама (папа, братик)!»)

— если вы приобретаете подарок «по возрасту», старайтесь сделать покупку слегка «навырост» (например, полуторагодовалому малышу уместно купить игрушку с надписью «с 2х лет»). Во-первых, дети (особенно чужие) очень быстро растут, а во-вторых, ребенок в игре должен все время стремиться к новым рубежам, это стимулирует его развитие.

— Если случилось так, что подарок предназначен ребенку, отстающему в развитии, то следует приобрести развивающую игру, соответствующую возрасту, на год-два меньшему, чем возраст ребенка.

— Не следует покупать совсем маленькому ребенку игру или игрушку, в которой много мелких деталей. В лучшем случае ребенок их потеряет, в худшем — может проглотить.

— Хорошо, если подарок для ребенка будет ярко, красиво и сложно упакован. Разворачивание подарка для маленького ребенка — отдельное и очень интересное действо.

Подарок малышу: зашифрованное послание

Послания в подарках для самых маленьких могут иметь двух адресатов: самого ребенка и его родителей.

Послания для родителей.

«У Вас чудесный малыш!» Нечто украшательское, и достаточно бесполезное. Чепчики, ленточки, кружавчики. Прибор для подогревания пеленок, декоративная соска и т.д.

«Дети — это такая радость!» Подарок, подобранный с любовью к детям вообще. Желание продемонстрировать эту любовь родителям ребенка. Нечто, повышающее комфортность жизни малыша. Огромная книжка с картинками, декоративная подвеска в кроватку.

«У этого ребенка большое будущее!» Только развивающие игры. Причем замысловатые, авторские, с подтекстом и подробной методичкой, объясняющей, как пользоваться и что именно игра развивает.

Послания для самого ребенка.

«Давай поиграем!» Классическая электрическая железная дорога, которую папа покупает скорее для себя, чем для ребенка. Воздушный змей или модель корабля, которые сам ребенок, без помощи родителей, просто не в состоянии освоить.

«Ты очень талантливый!» Развивающие игрушки, закупленные заботливыми родителями.

«Боже мой, как мы тебя любим!» Нечто большое, мягкое, пушистое, антропоморфное, гуманистической направленности.

«Ты только посмотри, какая забавная штука!» Покупая подарок, взрослый представляет себя ребенком, смотрит на прилавок и решает: ну, будь я ребенком, вот эта вещь меня точно позабавила бы! Успех подарка зависит от того, насколько взрослый владеет искусством перевоплощения.

Перечень вещей, которые могут стать хорошим подарком ребенку. Возможно, он подскажет вам конкретное решение.

Подвески в кроватку. Музыкальные и прочие.

Наборы декоративной продукции, украшающей жизнь младенца — погремушки, соски, декоративные кружки, бутылочки и т.д.

Наборы деревянных кубиков. Всегда уместны. Классика. Значение трудно переоценить.

Мячи. Разных размеров, из разных материалов. Тоже почти вечная игрушка. Пришла, как известно, от древних инков.

Деревянные паззлы. Их производят в Белоруссии. У нас раньше ими торговал магазин «Новая школа» на Садовой. Потом он переехал. Куда — к сожалению, не знаю.

Куклы.

Звери.

Лошадки, на которых качаются, машинки, на которых ездят.

Детские велосипеды.

Развивающие игры по Никитиным.

Развивающие игры по Монтессори.

Развивающие центры (они есть в больших универмагах, большой выбор в магазине «Чудо-остров» на Васильевском)

Наборы для сюжетных игр. У нас их почти не производят, часто встречаются китайские, иногда — немецкие и австрийские, на порядок лучше качеством.

Модели, которые нужно собирать или клеить.

Разнообразные конструкторы. Импортные или отечественные, которые ничуть не хуже с развивающей точки зрения, но менее яркие и менее рекламируемые.

Игры в коробках — лото, логические игры и т.д. Это очень хорошо, так как в такие игры играет вся семья.

Детские театры (наборы кукол, надеваемых на руку или на пальцы) — для ролевых игр.

Наборы ролевых игрушек. Например, набор для перевоплощения в индейца (лук, стрелы, томагавк), набор для перевоплощения в рыцаря (меч, щит, шлем) и т.д.

Книги для детей, альбомы, краски, специальный детский пластилин — и прочая сопроводиловка для детской творческой деятельности.

Родителям: книги по развитию детей. Интеллектуальному, эмоциональному и всякому другому.

 


Катерина Домогатская