Пять уроков Антона Макаренко

empty-classroom

Сын железнодорожного рабочего, Антон Макаренко, не имел ни времени, ни возможности получить педагогическое образование. Тем не менее ЮНЕСКО включила его в список четырех выдающихся педагогов ХХ века. Его работа в трудовой колонии для беспризорников с уголовным прошлым — среди воспитанников были воры и убийцы — стала «разведкой боем». Главная идея Макаренко в том, что жизнь — лучшая школа.

1. Надо уметь верить в человека.
Вопрос доверия к подростку по Макаренко — один из самых важных в процессе воспитания: отсутствие доверия он ощущает особенно остро и, как следствие, начинает «воевать» против педагогов. Напротив, даже незаслуженное доверие может многое изменить в душе человека. Макаренко описывает случай, как в колонию вернулся воспитанник Семен Карабанов, ранее несколько раз убегавший, чтобы примкнуть к банде. Макаренко поручил ему самую ответственную задачу — возить деньги, которые выдавал колонии финотдел.
Когда воспитанник вернулся с деньгами, он стал едва не умолять Макаренко посчитать деньги, но тот отказывался: «Я знаю: ты человек такой же честный, как и я», — объяснил ему Макаренко, и доверие педагога, так тронувшее подростка, в дальнейшем удерживало его от желания вновь покинуть колонию. В дальнейшем Карабанов сам стал педагогом, через детские дома, директором которых он работал, прошло более 15 тысяч подростков.

Ещё четыре урока

Остров заботы и любви

damodara-010916-14-1-1024x683

Вот и подошло к концу лето, а с ним и пора отпусков, и многие родители пребывают в поисках детского сада для дошколят. Сегодня мы встретились с Викторией Любинене — руководителем частного детского сада с необычным названием «Дамодара». И необычное в нем не только имя, но и вся методика. «Дамодара» — единственный в Алмате садик гуманной педагогики. Уже интересно?

— Частный детский садик «Дамодара» работает и радует детей и их родителей почти год. Расскажите, пожалуйста, как родилась идея создания детского сада с такой альтернативной на сегодняшний день методикой воспитания, как гуманная педагогика?

— Сама идея открытия подобного садика была давно, еще с того момента, когда я попала в проект «Разумная мама». Я узнала, что у Шалвы Алексанровича Амонашвили (основателя гуманной педагогики) совершенно иной взгляд на ребёнка. Ребёнок — это не просто ребёнок, это ребенок Света. Его послал к нам сам Господь. И у каждого ребёнка есть своя миссия в этом мире. Каждый ребёнок пришел совершить что-то нужное и замечательное. А мы, взрослые, должны открыть это в нем, вдохновить. А также узнала, что ребёнок воспитывается не просто словами и наказами, а прежде всего образами. Само слово «воспитание» — в-ось-питание. И наша ответственность, какую ось мы будем питать у ребёнка: ось любви, ось заботы, а может ось гнева или ось лени? Это значит, что ребёнок будет смотреть на нас, взрослых, и делать не то, что мы говорим, а будет делать то, что мы делаем. Поэтому ответственность взрослого — вложить правильный образ ребенку, чтобы он вырос и начал менять мир к лучшему. А начать нужно с себя. Об этом и говорит гуманная педагогика. Это не просто ещё одна методика, а образ жизни, мышления, взгляда на мир и в том числе воспитание ребёнка. Именно ценности гуманной педагогики очень вдохновили меня искать иные подходы к отношениям в семье и образованию наших детей.

Когда моему сыну исполнилось 3 года, я начала поиски

День семьи

zhanuya-300816

В преддверии нововведенного в Казахстане праздника «День семьи» на лужайке территории «UIB» в непринужденной, семейной атмосфере прошла пресс-конференция на тему семьи и семейных ценностей. На самом деле, очень сложно то, что происходило, втиснуть в формат «пресс-конференции», скорее это была теплая, задушевная беседа, на которой удивительным образом открывались сердца.

Приглашенные гости, такие как Разия Хасанова (руководитель проекта «Обычная семья», режиссер, известный казахстанский блоггер), Ляззат Аханова-Байтерекова (региональный директор АО «Казак Ауендеры» министерство культуры РК, кандидат искусствоведения, певица), Лейла Каршалова (представитель проекта «Разумное материнство»), Александр Пономарев (представитель Казахстанского центра гуманной педагогики) и другие, щедро делились историями из жизни, своим семейным опытом. Поднимались вопросы о том, какие трудности могут возникать в семье, и как экологично выходить из кризисных, конфликтных ситуаций.

Среди участников были и журналисты, и студенты различных ВУЗов Алматы. Глаза студентов буквально загорались интересом и энтузиазмом по мере того, как раскрывали вопросы о том, как строить гармоничные отношения, с чего начинается «семья» и для чего она вообще нужна. Несомненно, каждая семья сталкивается со сложностями, но выход из них есть всегда, было бы желание и знания. На встрече было задано много вопросов, которые нашли свои ответы.

А в конце, по неписанному закону любой семьи, гостей ждали семейные, домашние вкусняшки.

Встреча была приурочена к семейному фестивалю «Планета Семьи», который ОО «Razum Life» совместно с Государственным фондом молодежной политики готовят для вас 11 сентября, о чём подробнее расскажем чуть позже. Следите за новостями!

Женщина не должна работать ради денег

Business Woman Holding a Tablet Computer.

В Ведах нет такого утверждения, что женщина должна сидеть дома. Женщина не должна деньги зарабатывать. Это факт. Она не должна ходить на работу за деньгами. Это должен делать мужчина.

Женщина может заниматься активной социальной деятельностью. Очень яркий пример — Драупади, которая была царицей, императрицей. Её муж, Махарадж Юдхиштхира, царь, не знал, сколько в его царстве золота, лошадей. Зато Драупади знала всех лошадей, всех слонов. Она была министром транспорта, она знала всё о дорогах. Она была министром сельского хозяйства, она знала, где сколько урожая собирается. Она была министром здравоохранения. Она была ведической женой, и это — сверхпример.

Она была занята хозяйством всей страны, потому что она видела это хозяйство, как свою семью. Она была матерью страны, и её семья была просто больше, чем у обычной женщины. Она этим занималась, и это не было предосудительно. Потому что это соответствовало её природе.

Женщина должна действовать согласно своей природе

Марина Таргакова. Как находиться в пространстве конфликта? Часть 2

Chance meeting

Конфликты — это неотъемлемая часть дружбы и любви. Боясь и избегая конфликтов, невозможно построить глубокие отношения. Марина Таргакова

Continue reading

5 вещей, которые нужно сделать для ребенка прежде, чем его воспитывать

5-things-for-child

Юлия Гиппенрейтер — педагог, психолог-практик, автор нескольких бестселлеров о построении отношений с ребенком. Она говорит: «Я никогда не проникну в образы и переживания других людей. Я даже не могу установить, является ли красный цвет красным и для другого; возможно, что он называет тем же словом ощущение совершенно иного качества!» Не навязывает, но подсказывает; не воспитывает, а растит; не требует, а направляет. Не ментор, но источник вдохновения и мудрых мыслей.

Вы записали детей в английскую школу, возите на море и считаете себя хорошими родителями? Но самое главное в воспитании ребенка — то, как вы с ним разговариваете.

Несмотря на то, что за последние 10–20 лет мир вокруг изменился, проблемы отношений детей и родителей остались прежними. Мы по-прежнему хотим, чтобы дети нас слушались, хотим жить без конфликтов и ссор. В то же время появилось одно существенное изменение: родители стали чаще задавать себе вопрос, всегда ли нужно любой ценой добиваться послушания.

Большинство из нас хочет воспитывать детей правильно

Дети Света

— Рыцарь, почему ты уединился?
— Созерцаю земной шар.
— Почему ты плачешь?
— Вижу погибающих детей.
— От чего они гибнут?
— От равнодушия взрослых.
— И как ты им поможешь?
— Окуну всех в пламя своей любви.
— Хватит ли для всех твоей любви?
— Надеюсь, придет помощь.
— От кого?
— От каждого из вас.

В студии «Баланс-ТВ» Рыцарь гуманной педагогики, учёный с мировым именем, награжденный почетным званием «Рыцарь детства», Шалва Александрович Амонашвили.