Не теряйте времени

Я помню, было мне лет десять, наверное. Был летний день, и мы стояли с мамой на балконе четвёртого этажа нашей кирпичной пятиэтажки. Пахло кленовыми листьями, пылью летнего города, а на кухне закипал чайник. Мама улыбалась, и я тоже, был редкий момент нашей лёгкой, безоценочной близости, мать моя обычно была строгой женщиной. А возраст мой был таков, когда только начинаешь осознавать, что ты одинок и дистанция с родителями будет только нарастать.

Но в это мгновение мне ясно показалось, что мы так же близки, как в раннем детстве, был тот же свет, тот же балкон и звук закипающего чайника, может быть, он был самым важным. Мама улыбалась той же улыбкой, что и пять лет назад, да и как могло быть иначе — что такое пять лет для взрослого человека, а для десятилетнего мальчишки это полжизни, подумайте!

Это сейчас я бы улыбнулся и постарался до конца насладиться этими мгновениями, легко отпуская, смиряясь с неизбежностью их ухода, но тогда я вдруг испугался, что мама прямо сейчас перестанет улыбаться и уйдёт, и разом всё кончится. И когда закипел чайник, просто помчался на кухню налить нам чая и вернуться, я очень спешил.

Когда вбегал в кухню, я вдруг уронил бутылку молока со стола, она разлилась широкой волной прямо на чистый, недавно вымытый пол. Помните, были такие бутылки в советское время с широким горлом?

Помню своё отчаяние

Крылья матери

В жаркий летний день вывела Гусыня своих маленьких жёлтеньких гусят на прогулку. Она впервые показывала деткам большой мир. Этот мир был ярким, зелёным, радостным: перед гусятами раскинулся огромный луг. Гусыня стала учить деток щипать стебельки молодой травки. Стебельки были сладкие, солнышко тёплое и ласковое, трава мягкая, мир уютный, добрый, поющий множеством голосов пчёл, жучков, шмелей, бабочек. Гусята были счастливы.

Они забыли о матери и стали расходиться по огромному зелёному лугу. Когда жизнь счастливая, когда на душе мир и покой — мама часто оказывается забытой. Вдруг стали надвигаться тяжёлые тёмные тучи. Мама-гусыня тревожным голосом стала созывать своих детей. Но те не слушались. На землю упали первые капли дождя. Гусятам это не понравилось. «Мир не такой уж уютный и добрый», — подумали они, и каждому сразу захотелось к маме, спрятаться под её большие надёжные крылья. Гусята помчались к Гусыне. Едва она успела прикрыть детей крыльями, как с неба посыпались крупные градины. Но крылья ведь для того и существуют, чтобы закрывать ими детей от неприятностей — об этом знает каждая мама, даже гусыня.

Под крыльями было тепло и безопасно

Воспитывают не слова — воспитывает живой опыт

Главное, что упускают родители в воспитании ребенка — они не умеют быть счастливыми сами и не умеют строить отношения, которые были бы примером для ребенка. Потому что воспитывают не слова — воспитывает живой опыт. Если родитель реализовался в жизни, он счастлив по-настоящему, если отец и мать имеют очень глубокие, уважительные, доверительные отношения настоящей дружбы, взаимопомощи — если это есть, то ребенок естественным образом следует этому примеру.

Например, если родитель совершил какую-то ошибку, — а мы всегда будем совершать какие-то ошибки в этом мире, мы несовершенны, — и потом подошел к ребенку и сказал: «Пожалуйста, извини меня, я был не прав», — вот это обучает сильнее, чем тысячи слов правды, которые я буду говорить. В этом случае родитель обучает ребенка: «Я — ученик, и ты такой же ученик в этом мире. Ты будешь совершать ошибки, но имей честность, искренность их признавать перед другими людьми. Имей это мужество, чувствительность к другим, чтобы понять, что причинил им боль, какие-то неудобства». Когда родитель показывает свою слабость, свое несовершенство перед ребенком и просит прощения — это самое лучшее обучение, какое только может быть.

Жизнь — это ошибки

Секреты гуманной педагогики

Эта простая и удивительная история раскрывает нам секрет того, как можно просто и легко учить уроки с ребенком, при этом не страдая самим и не мучая детей. Гуманный подход раскрывает новые возможности и делает счастливыми детей. Это тот самый случай, когда дается некая свобода в несвободе. Дети, конечно же, обязаны учить уроки, мы не можем позволить им не учить их вовсе. Но мы можем выбирать, как нам их учить, и ребенок может выбрать, быть ему в позиции ученика или учителя, и это его привлекает и вдохновляет.

Рассказывает Паата Амонашвили

Как любить ребёнка

— Вы говорили о том, что надо любить ребенка. Но ведь эта старая идея не опровергается никем?

— Любить ребенка для меня является не просто идеей, а законом учителя. Но дело не в этом. Закон этот действительно очень старый, классический, и даже авторитарная педагогика, несмотря на ее бездетность, провозглашает его в качестве самой важной профессиональной черты учителя. Суть же заключается не столько в том, что надо любить ребенка, а в том, как любить ребенка, как на деле можно этот закон осуществить.

Для авторитарного учителя любить ребенка означает следующее: крепко держать ребенка в руках, заставлять его учиться и вести себя нравственно, требовать от него строго — и все это во имя его же будущих благ.

Стержень педагогики

Утончённая любовь к детям

Маленькая сельская школа.

Мы с вами наблюдаем за работой учителя.

Играют дети, шумят, шалят.

Один крестьянский мальчик больно ударил девочку палкой по руке. Девочку звать Сашенька.

Она заплакала. Бежит к учителю, который к тому же и ее отец. Просит защитить ее и наказать мальчика.

Обидчик отошел в сторону, напуган.

Можете угадать, каким будет решение учителя?

Волшебные фразы в общении с детьми

Волшебных таблеток для взаимоотношений нет, не было и не будет, но зато есть волшебные фразы. Которые работают со всеми детьми. Не зависимо от пола и возраста. Единственное условие — вы должны действительно чувствовать то, что говорите.

1. Научи меня.

Отложите телефон и все ваши дела. И попросите ребёнка научить вас: трёхлетнего — рисовать солнышко, шестилетнего — строить машину из лего, двенадцатилетнего — играть в стрелялки на компьютере (все зависит от возраста и интересов ребёнка). Никто не откажет. Никогда. Только учиться нужно старательно (дети фальшь чувствуют сразу). Рисовать солнышко именно не круглое, а овальное и всего с тремя лучиками. И кто сказал, что у машины обязательно должно быть 4 колеса? И действительно цельтесь во врагов на экране (отбросьте все предрассудки, что вы девочка, пистолет никогда в руках не держали и кровь — это страшно). А когда научитесь, искренне поблагодарите ребёнка. Ведь кто бы вас ещё научил всему этому?!

2. Давай вместе

Два секрета о женщинах, которые должен знать каждый мужчина

Первое, что мне хотелось сказать, — нужно сбежать. А уж если говорить серьезно, то нужно стать сильным мужчиной. Потому что женщина хочет казаться сильной, потому что она не чувствует защиту, она не чувствует, что к ней внимательны, она не чувствует, что ее хотят защищать, опекать.

Если женщина этого не чувствует, она начинает брать инициативу в свои руки. Это ошибка, которую она делает. Но сейчас мы говорим об ошибке мужчины.

Ошибка мужчины состоит в том, что он не является независимой личностью в отношениях с женщиной. Женщина подсознательно в мужчине ищет именно независимость, она идет и пойдет за ним на край земли, если она будет чувствовать, что он не сосредоточен полностью на ней, что у него есть некая миссия в жизни.

Женщина добивается внимания мужчины, она сосредоточивает его внимание на себе, и в этом ее ошибка, в этом также ее неполное знание. Потому что, когда она полностью сосредоточит его внимание на себе, он станет для нее неинтересен. Ей нужны два момента от мужчины.

Дорогие мужчины, пожалуйста, услышьте это!

Если не учитель, то кто же?

— Шалва Александрович, каковы аспекты вашей деятельности? В чем суть гуманной педагогики?

— В течение длительного времени мы создавали так называемую авторитарную педагогику советской школы, которая политизировала себя. Партийные догмы находили прямое отражение и в воспитании, и в образовании. Мы провозглашали жесткую материалистическую позицию мировоззрения, в которой господствовало три его измерения – материя, время и пространство. Мы не признавали и не искали других.

Советский образ жизни не принимал сферы духовной, некоего четвертого измерения, которое частью философов рассматривалось как время восхождения души и духовности человека. Вот такая эпоха наступает. Пора нам расширить наше сознание до четвертого измерения, взглянуть на себя, на наших детей и подумать, может быть мы ошибаемся? Ибо мы видим, что учителя зациклились на обучении, а душа ребенка ускользает от нас. Кто эту душу будет лелеять, как не учитель?!

Кто, если не я, учитель, может сотворить из ребенка достойного человека для общества — творческого, созидательного, мудрого, целеустремленного, который не допустит и не сотворит зло. Это очень трудная задача. Но ее можно осуществить, если всем учителям взяться за нее. Конечно не все педагоги верят в Бога, Абсолют, Высший разум. Кто-то за мизерную зарплату будет отрабатывать часы. Но всегда были и будут фанаты своего дела, недовольные существующим положением взаимоотношений в школе. Они ищут другие подходы.

Педагогика — это субъективное состояние духа

Вячеслав Рузов. Развод — это не решение

Большинству из нас следует пройти семейный образ жизни, чтобы научиться бескорыстной любви, ведь духовный мир — это мир именно бескорыстных отношений. Пока мы общаемся корыстно, пока мы что-то хотим от тех, кто нас окружает, мы являемся жителями мира болезней, старости и смерти.
Как только мы начинаем учиться бескорыстию, мы тут же попадаем в другую реальность, в другой мир, в другую атмосферу. Просто попробуйте сделать что-то бескорыстно, и тут же почувствуете прилив счастья в сердце. И семья нас активно учит бескорыстию. Сначала мы чего-то ожидаем друг от друга, думаем, что будем царями или даже богами в своей семье. Но через некоторое время становится понятно, что никто нас за Бога или царя считать не собирается, и надо либо разводиться и пробовать еще раз, либо учиться бескорыстию.

Найти правильное решение