school

Казахстанский центр гуманной педагогики осуществляет деятельность с января 2013 года и в настоящее время является филиалом Международного центра гуманной педагогики, действующего под руководством Шалвы Александровича Амонашвили.

Основные направления деятельности Центра:

  1. «Уроки счастья». Еженедельные занятия, ставящие задачи познания старшеклассниками себя, окружающего мира и науки взаимоотношений.
  2. Клуб старшеклассников «Indigo club». Творческая мастерская, где старшеклассники в непринужденной и игровой атмосфере постигают себя, свою природу, раскрывают свой творческий потенциал, а также изучают науку взаимоотношений.
  3. Школа выходного дня «Дивергент». Задача Школы — помочь подросткам научиться выходить за рамки условностей и ограничивающих убеждений, устоявшихся парадигм, а также развить естественные способности «дивергентов» — гибкость, легкость, непосредственность, смелость, решительность и целеустремленность.
  4. Студенческое направление. Курс, раскрывающий ответы на самые актуальные вопросы: в чем смысл жизни? Кто я? По каким законам живет окружающий мир? Как стать счастливым?
  5. Родительский университет. Цель университета — объединить усилия родителей и педагогов для создания и возрождения счастливых семей, где царит атмосфера глубокого взаимопонимания и любви между разными поколениями.
  6. Факультет повышения квалификации учителей по гуманной педагогике. Задача факультета передать вкус и высшие ценности тысячелетней традиции гуманной педагогики, которая служит раскрытию высшего предназначения, заложенного в каждом ребенке.
  7. Педагогические чтения. Ежеквартальные встречи с педагогами и работниками сферы образования, объединённые темой гуманно-личностной педагогики.

pedagog@razum.kz
vk.com/humanepedagogy

Высокое звание

teacher

«Однажды я спросил у своего японского коллеги, учителя Ямамота:

— Когда в Японии отмечают праздник учителей, как вы его встречаете?

Удивленный моим вопросом, он ответил:

— У нас никакого праздника учителей нет.

Услышав его ответ, я не знал, верить ему или нет. У меня мелькнула мысль: «Почему страна, где развита экономика, наука и техника так неуважительно относится к учителю, его труду?».

Как-то после работы Ямамота пригласил меня в гости к себе домой. Поскольку он жил далеко от школы, мы поехали на метро. В вечерний «час пик» вагоны подземного поезда были переполнены. Кое-как протиснувшись, я стоял, крепко ухватившись за поручни. Внезапно дедушка, сидевший рядом, уступил мне место. Не понимая такого уважительного отношения со стороны пожилого человека, я не мог принять его предложения, однако он был настойчив, я вынужден был сесть.

После выхода из метро я попросил Ямамота объяснить поступок аксакала. Ямамота улыбнулся и указав на мой нагрудный знак учителя, сказал:

— Этот старец увидел твой знак учителя

Дети — народ, живущий в истине

children-04

Дети — это изумительный народ со своими привычками, характером, традициями игры, общения, даже шалостей. Самое лучшее определение понятия «дети» я нашел в книге «Словарь сути слов»: «Дети — народ, живущий в истине». И действительно, дети любят истину, а точнее, не знают, что такое ложь. Но живя в социуме, они видят, как взрослые лгут, ругаются, и дети адаптируются, теряя свою истинную природу.

Может потому и сказал Иисус Христос: «…Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Ибо дети — народ, живущий в истине.

Нужно воспитывать в детях честность, совесть; хотя изначально дети живут по совести, но еще этого не понимают. Нужно дать им возможность осознать, что такое совесть и придерживаться ее. Направляйте детей на благородство, то есть, создавайте из них благородных людей.

Я задавал вопрос и учителям и родителям: «Что для вас значит благородство?» И каждый раз они не ошибались, абсолютно точно определяя смысл слова «благородство»: это доброта, любовь, честность, порядочность, великодушие, сострадание, сочувствие. Как идеал для человека и для гуманной педагогики, я задался целью воспитать детей такими. Все мои коллеги стараются придерживаться именно этого и с ранних лет воспитывать в детях благородство — величайшее состояние духа.

В 60-е годы в СССР ставили целью воспитать хороших строителей коммунизма, это, конечно, хорошо, но людям же надо и отношения строить, и семью создавать, и детей воспитывать. Потом в нашей стране произошел раскол, и все стали воспитывать хороших строителей капитализма. Но все партии приходят и уходят, правительства приходят и уходят, мода меняется, но народ не должен терять благородства, честности и любви в душе. Вот если бы каждый, живущий в городе, был бы благородным, каким бы был этот город? Чистым, красивым, уютным, мирным.

Поэтому, на мой взгляд, самое главное в воспитании детей — это благородство.

Шалва Амонашвили

Главные советы по воспитанию от Шалвы Амонашвили

1. Верить в безграничность своего ребенка

Каким бы он не был, каким бы он вам сей­час не казался, верьте, что он безграни­чен в своих возможностях. Если природа не­ имеет начала и конца в своем творчестве­, и Вселенная тоже не имеет границ, то е­динственная модель безграничности и неис­числяемости — это ребенок. Вот он таким ­пришел. Он сейчас такой маленький, а вы ­поверьте в его безграничность. И еще, найдите способы, ищите их, способы, кото­рые будут эту безграничность беречь и развивать в ребенке. И от этого что-то достанется, не все, н­о многое полезное свершится. Худо не буд­ет.

Верить в безграничность своего ребен­ка! Каким бы он не был! Может быть он ­умственно неполноценный, а вы верьте в его­ безграничность! Ну и что , что он умств­енно неполноценный. Глубокие аутисты, н­апример, нашли способ достучаться до них­. Они читать как будто не знают, писать ­как будто не знают, ничего не знают, пот­ому что их никто не учил, они читать и п­исать умеют. Откуда, спрашивают? До рожд­ения.

Пусть не слушаетс­я вас. Шалун! Шалун!! Это же чудный ребе­нок! Полюбите шалунов! Дайте им шалить. ­Научитесь шалить вместе с ними! Папа дол­жен быть хорошим шалуном. Папа — шалун! Какими душевными людьми они станут друг ­от друга. «Шалость» в переводе означает ­«улавливать совершенное». Значит, шалость — это лучшее из качеств в ребенке­. Он «разрушает» мир не потому, что он «­разрушитель». Нет! Он переобустраивает. ­Учится переобустраивать. Это как девочка­, играя в дочки-матери, учится быть мате­рью, вот в этой игре в шалости, учится п­ереобустраивать этот мир по-другому, не ­так, как этот мир устроен. Запретим шало­сти, значит, будущие таланты погубим. А ­лучше вместе с ним шалить и познавать, а­ в чем же он больше любит шалить?

Ещё два

Дети Света. Обращение Марины Таргаковой

В последнее время жизнь меня все чаще и чаще сводит с детьми, которые, действительно, необычные. Я думаю, каждый из вас, будучи ребенком, хотел помогать всем. Эти дети, которые переживают за мир, за то, что будет дальше, они реально хотят помогать. У меня есть два детских чата — с детьми и с подростками. Подростки говорят: «Дайте нам знания, расскажите нам как и что. Мы хотим менять этот мир. Мы хотим сами стать лучше».

Маленькие дети просят: «Пожалуйста, дайте нам домашнее задание, мы хотим работать над своими качествами характера». Поразительно! Дети говорят: «Я —хвастун, я — жадный, хочу измениться в лучшую сторону. У меня есть гордость. У меня есть жадность». Взрослые не задумываются об этом, а дети думают об этом.

Я думаю о том, как было бы здорово и ценно нам вкладываться в таких детей, чтобы они могли ездить к Учителям, ездить на фестивали. Потому что, как правило, это дети не из таких уж обеспеченных семей.

Интересно, что многие люди вкладывают деньги в детдома, дома престарелых. Несомненно, это важно. Но, вы знаете, этого совершенно недостаточно.
Это так важно вкладывать в таких детей, которые будут менять этот мир к лучшему.

Если вложить в одного такого ребенка, он так много будет способен поменять! Очень хочется объединиться нам, взрослым, для того, чтобы помогать таким детям.

Вы можете помочь детям света

Как построить диалог с собственными детьми?

dialog-with-children

Есть в мире благоразумие — это специально организованные взрослые переживания для роста детской души, чтобы ребенок получил какие-то новые качества характера. Это уже гуманный подход. Разумный диалог обозначает одну простую вещь: если родитель устремлен, если он сам стремится к познанию, это естественным образом будет перетекать в ребенка, как сообщающиеся сосуды. Поэтому говорится, что гуманный — это не тот, кто много знает, а тот, кто устремлен (уимен, что обозначает «смертный, ищущий связь с высшим»).

Если мы раскроем новый смысл понятий, которые мы каждый день используем, это может привести к очень разумному диалогу. Например, дети — народ, действующий у истины. Шалва Александрович Амонашвили говорит, что многие слова сейчас ограблены, а слова — это кораблики мыслей. Например, школа — читаем: «учебное образовательное учреждение, необходимое для того, чтобы воспитывать детей», но ведь изначальный смысл был другой: школа (скуале) — лестница восхождения в небо.

Где школа? Во мне школа

Сочинение третьеклассницы на тему «Кто такая бабушка?»

student-rosa

Бабушка — это такая женщина, у которой нет своих детей. Она любит маленьких девочек и мальчиков, которые дети других людей.

Дедушка — это тоже бабушка, только мужчина. Он ходит гулять с мальчиками, и они разговаривают о рыбалке и других вещах. Бабушкам ничего не надо делать, только приходить в гости.

Они старые, и поэтому им нельзя бегать и много прыгать. Но они могут отвести нас на ярмарку, и у них должно быть много денег, чтобы покатать нас на карусели.

Если они с нами гуляют, то они останавливаются, чтобы посмотреть на всякие вещи, например, на красивые листья или на гусениц. Они никогда не говорят: «Пошли быстрее».

Они носят очки и могут вынимать свои зубы. Бабушки не должны быть очень умными, только отвечать на такие вопросы, как «Почему собаки гоняют кошек» или «Где у червяка голова». Когда они читают нам книжки, они ничего не пропускают и не говорят, что эту сказку мы уже читали.

Каждый должен стараться, чтобы у него была бабушка, потому что они — единственные взрослые, у которых есть свободное время для детей.

Пять уроков Антона Макаренко

empty-classroom

Сын железнодорожного рабочего, Антон Макаренко, не имел ни времени, ни возможности получить педагогическое образование. Тем не менее ЮНЕСКО включила его в список четырех выдающихся педагогов ХХ века. Его работа в трудовой колонии для беспризорников с уголовным прошлым — среди воспитанников были воры и убийцы — стала «разведкой боем». Главная идея Макаренко в том, что жизнь — лучшая школа.

1. Надо уметь верить в человека.
Вопрос доверия к подростку по Макаренко — один из самых важных в процессе воспитания: отсутствие доверия он ощущает особенно остро и, как следствие, начинает «воевать» против педагогов. Напротив, даже незаслуженное доверие может многое изменить в душе человека. Макаренко описывает случай, как в колонию вернулся воспитанник Семен Карабанов, ранее несколько раз убегавший, чтобы примкнуть к банде. Макаренко поручил ему самую ответственную задачу — возить деньги, которые выдавал колонии финотдел.
Когда воспитанник вернулся с деньгами, он стал едва не умолять Макаренко посчитать деньги, но тот отказывался: «Я знаю: ты человек такой же честный, как и я», — объяснил ему Макаренко, и доверие педагога, так тронувшее подростка, в дальнейшем удерживало его от желания вновь покинуть колонию. В дальнейшем Карабанов сам стал педагогом, через детские дома, директором которых он работал, прошло более 15 тысяч подростков.

Ещё четыре урока

Остров заботы и любви

damodara-010916-14-1-1024x683

Вот и подошло к концу лето, а с ним и пора отпусков, и многие родители пребывают в поисках детского сада для дошколят. Сегодня мы встретились с Викторией Любинене — руководителем частного детского сада с необычным названием «Дамодара». И необычное в нем не только имя, но и вся методика. «Дамодара» — единственный в Алмате садик гуманной педагогики. Уже интересно?

— Частный детский садик «Дамодара» работает и радует детей и их родителей почти год. Расскажите, пожалуйста, как родилась идея создания детского сада с такой альтернативной на сегодняшний день методикой воспитания, как гуманная педагогика?

— Сама идея открытия подобного садика была давно, еще с того момента, когда я попала в проект «Разумная мама». Я узнала, что у Шалвы Алексанровича Амонашвили (основателя гуманной педагогики) совершенно иной взгляд на ребёнка. Ребёнок — это не просто ребёнок, это ребенок Света. Его послал к нам сам Господь. И у каждого ребёнка есть своя миссия в этом мире. Каждый ребёнок пришел совершить что-то нужное и замечательное. А мы, взрослые, должны открыть это в нем, вдохновить. А также узнала, что ребёнок воспитывается не просто словами и наказами, а прежде всего образами. Само слово «воспитание» — в-ось-питание. И наша ответственность, какую ось мы будем питать у ребёнка: ось любви, ось заботы, а может ось гнева или ось лени? Это значит, что ребёнок будет смотреть на нас, взрослых, и делать не то, что мы говорим, а будет делать то, что мы делаем. Поэтому ответственность взрослого — вложить правильный образ ребенку, чтобы он вырос и начал менять мир к лучшему. А начать нужно с себя. Об этом и говорит гуманная педагогика. Это не просто ещё одна методика, а образ жизни, мышления, взгляда на мир и в том числе воспитание ребёнка. Именно ценности гуманной педагогики очень вдохновили меня искать иные подходы к отношениям в семье и образованию наших детей.

Когда моему сыну исполнилось 3 года, я начала поиски