school

Казахстанский центр гуманной педагогики осуществляет деятельность с января 2013 года и в настоящее время является филиалом Международного центра гуманной педагогики, действующего под руководством Шалвы Александровича Амонашвили.

Дополнительная информация по телефонам: + 7 (771) 718-05-46, +7 (705) 191-25-55.

pedagog@razum.kz
VK
Facebook
О деятельности КЦГП

Основные направления деятельности Центра:

  1. «Уроки счастья» и «Семь шагов к успеху». Еженедельные занятия для учащихся девятых классов, ставящие задачи познания подростками себя, окружающего мира и науки взаимоотношений.
  2. Родительский университет. Занятия с родителями в формате лекций с элементами бесед, тренингов, основанные на современных достижениях гуманно-личностной педагогики, а также западной и восточной психологии и философии.
  3. Педагогические чтения. Ежеквартальные встречи с педагогами и работниками сферы образования, объединённые темой гуманно-личностной педагогики.
  4. Клуб старшеклассников. Творческая мастерская для старшеклассников.

Век Человека

Добрый день, дорогой сын! Ты прав: пустота души начинается с того, что в годы ранней юности человек больше учит, заучивает, чем думает. «Бывает так, что некогда даже задуматься над сущностью научной истины», — пишешь ты, — «надо учить, учить, учить…»

Да, это, к сожалению, так… Но почему ученик и студент не задумывается над сущностью идеи уже в те мгновенья, когда учитель излагает знания? Почему могучая духовная сила — правда наших идей, величие научных истин — почему всё это зачастую не доходит до человеческого сердца? Почему нас не удивляет, не тревожит то, что многие уходят от великой правды и красоты наших идей, от эстетических ценностей, от человеческой красоты, в пивную, на сомнительные увеселительные вечера — почему?

Очеловечивание знаний, одухотворенность преподавания благородными, возвышенными чувствами, — это, на мой взгляд, проблема номер один и в школьном, и в вузовском воспитании. «Век математики», — слышишь на каждом шагу, век электроники, век космоса. Все это неплохие крылатые выражения, но они не отражают всей сущности того, что происходит в наши дни. Мир вступает в век Человека — вот что главное. Совершенно недопустимой, просто глупой является тенденция, почему-то усиленно культивируемая в последнее время: тот, кто не имеет больших математических способностей, считается вроде бы неполноценным, несчастным, обездоленным существом.

Ты стремишься стать хорошим инженером

Законы родительского воспитания

boy-and-dad

Человека надо учить всему заблаговременно. Трудиться по-настоящему человек начинает лет с восемнадцати, а учат трудиться его начиная с того времени, как он сделал первый шаг. Так и с подготовкой к продолжению рода человеческого. Учить воспитывать своих детей — это значит учить человечности. Не через год — так через пять лет у тебя будет семья, будут дети. Меня поражает вот что. Подростка, юношу учат многому: обрабатывать землю и выращивать хлеб, управлять трактором и работать на токарном станке, но как воспитывать детей — этому никто и не думает учить. Учат иногда уже тогда, когда у человека есть дети… А между тем это самое главное.

Продолжить самого себя, повторить себя в своем ребенке — это величайшее счастье родителей. Ты будешь смотреть на своего ребенка, как на изумительное, неповторимое чудо. Ты готов будешь отдать все, лишь бы сыну твоему было хорошо. Но не забывай, что он должен быть прежде всего человеком. А в человеке самое главное — это чувство долга перед теми, кто делает тебе добро, чувство признательности и благодарности. За добро, которое ты будешь давать ребенку, он переживает чувство признательности, благодарности лишь тогда, когда он сам будет делать добро для тебя — отца, для своей матери, вообще для людей старших поколений. За добро ребенок должен платить добром — это важнейший закон родительского воспитания.

Помни, что детское счастье по своей природе эгоистично: добро и благо, созданные для ребенка старшими, он воспринимает как нечто само собой разумеющееся. До тех пор, пока он не почувствовал, не пережил на собственном опыте (а опыт сам к нему никогда не придет), что важнейший источник его личной радости — это труд и пот старших, он будет убежден, что мать и отец существуют лишь для того, чтобы приносить ему радость и счастье. С первого взгляда это кажется парадоксальным: в честной трудовой семье, где родители души не чают в детях, отдавая им все силы своего сердца, дети иногда вырастают бессердечными. Но никакого парадокса здесь нет: ребенок вырастает лишь потребителем радостей, а это самое страшное, что может быть в воспитании, потому что величие и красоту добра переживает лишь тот, кто знает высшую человеческую радость — радость творения добра для людей. Только эта, поистине бескорыстная и поэтому подлинно человеческая радость является силой, облагораживающей юное сердце.

Как же добиться, чтобы золотые крупинки, которые мать и отец дарят сыну, дочери, превращались в золотые россыпи для других людей, для родителей? Самое главное — надо учить ребенка видеть и чувствовать, понимать и переживать всем сердцем, что он живет среди людей; для каждой искорки его радостей и благ кто-то сжигает свою силу, свой ум; каждый день его безмятежного и беззаботного детства кому-то прибавляет забот и седин.

Когда у тебя родится ребенок, учи его видеть и чувствовать людей — это, пожалуй, самое сложное в трудном деле воспитания человека, повторение себя в сыне, в дочери.

Помни, что раннее детство — с тех пор, как ребенок осознал сам себя, — является школой сердечности. Создание, творение добра для людей начинается с заботы ребенка о красоте, о красивом. Все, что доставляет человеку эстетическое наслаждение, радость, имеет чудодейственную воспитательную силу.

В. А. Сухомлинский, из письма к сыну

Восстание чистых сердец

rama-marathon

Скажут:

— Не доверяем, потому что обманывают.

— Недолюбливаем, потому что не любят нас.

— Убиваем, чтобы нас не убили.

— Закрываемся, чтобы не обокрали.

— Поступаем так, потому что все так поступают.

— Плюём, чтобы дать сдачу.

— Раздражены, потому что невыносимо.

Скажут много подобного.

Но восстаёт чистое Сердце:

— Кто-то ведь должен положить конец всему этому? Кто-то ведь должен призвать людей к Сердцу? Кто это?

Никто другой, а Учитель. Никто другой, дорогой коллега, вы и я с вами. Только союз чистых Сердец может отогнать и рассеять тучи тьмы. Только восстание чистых Сердец может положить конец разгулу озлобленного сердца.

Шалва Амонашвили

Сердце знает все ответы

heart

— Дедушка, что ты шепчешь? — спросил мальчик, заметив, что он перед сном что-то про себя бормочет.

— Я кладу мысль на сердце, малыш… — ответил он.

Мальчик удивился:

— Что это значит?

Мудрый дедушка сказал ему:

— Не хочу поссориться с соседом, который подвёл меня, а как быть, не знаю. Вот и положу мысль на сердце и засну, а утром сердце подскажет, что делать.

— А откуда сердце знает, дедушка?

— Сердце всё знает, я всю жизнь учусь у него. И тебе советую: когда ищешь ответ на сложный вопрос, когда что-то бывает непонятно, положи перед сном мысль на сердце, а наутро откроются тебе ответы. Только делай это с верой.

Шалва Амонашвили

Не счесть людей, прозревших для добра

sighted-for-good

В одной московской школе перестал ходить на занятия мальчик. Неделю не ходит, две… Телефона у Лёвы не было, и одноклассники, по совету учительницы, решили сходить к нему домой. Дверь открыла Левина мама. Лицо у неё было очень грустное. Ребята поздоровались и робко спросили:

— Почему Лёва не ходит в школу?

Мама печально ответила:
— Он больше не будет учиться с вами. Ему сделали операцию. Неудачно. Лёва ослеп и сам ходить не может…

Ребята помолчали, переглянулись, и тут кто-то из них предложил:

— А мы его по очереди в школу водить будем.

— И домой провожать.

— И уроки поможем делать, — перебивая друг друга, защебетали одноклассники.

У мамы на глаза навернулись слёзы

Шалуны — это жизнерадостные дети

Шалость детей нарушает наше спокойствие, создает проблемы в воспитании, которые нам порой не под силу разрешить педагогическими путями.

Шалуны — сообразительные, остроумные дети, умеющие применять свои способности в любых неожиданных условиях и вызывать у взрослых чувство необходимости переоценки ситуаций и отношений.

Шалуны — жизнерадостные дети: они помогают другим быть резвыми, подвижными, уметь обороняться.

Шалуны — дети с сильными тенденциями к саморазвитию, самодвижению; они восполняют в себе просчеты педагогов в развитии их индивидуальных способностей.

Шалуны — дети с юмором, видят смешное в самом серьезном, умеют загонять безалаберных в необычные для них ситуации и любят потешаться над ними; они дарят хорошее настроение и смех не только самим себе, но и другим, чувствующим юмор.

Шалуны — общительные дети, ибо каждую свою шалость они творят в общении со всеми, кто только заслуживает быть участником их шалостей.

Шалуны — деятельные мечтатели, стремящиеся к самостоятельному познанию и преобразованию действительности.

Шалуны — мысль педагога, объект педагогики. Шалунов можно наказывать, но нужно поощрять.

Шалва Амонашвили

Высокое звание

teacher

«Однажды я спросил у своего японского коллеги, учителя Ямамота:

— Когда в Японии отмечают праздник учителей, как вы его встречаете?

Удивленный моим вопросом, он ответил:

— У нас никакого праздника учителей нет.

Услышав его ответ, я не знал, верить ему или нет. У меня мелькнула мысль: «Почему страна, где развита экономика, наука и техника так неуважительно относится к учителю, его труду?».

Как-то после работы Ямамота пригласил меня в гости к себе домой. Поскольку он жил далеко от школы, мы поехали на метро. В вечерний «час пик» вагоны подземного поезда были переполнены. Кое-как протиснувшись, я стоял, крепко ухватившись за поручни. Внезапно дедушка, сидевший рядом, уступил мне место. Не понимая такого уважительного отношения со стороны пожилого человека, я не мог принять его предложения, однако он был настойчив, я вынужден был сесть.

После выхода из метро я попросил Ямамота объяснить поступок аксакала. Ямамота улыбнулся и указав на мой нагрудный знак учителя, сказал:

— Этот старец увидел твой знак учителя