school

Казахстанский центр гуманной педагогики осуществляет деятельность с января 2013 года и в настоящее время является филиалом Международного центра гуманной педагогики, действующего под руководством Шалвы Александровича Амонашвили.

Основные направления деятельности Центра:

  1. «Уроки счастья». Еженедельные занятия, ставящие задачи познания старшеклассниками себя, окружающего мира и науки взаимоотношений.
  2. Клуб старшеклассников «Indigo club». Творческая мастерская, где старшеклассники в непринужденной и игровой атмосфере постигают себя, свою природу, раскрывают свой творческий потенциал, а также изучают науку взаимоотношений.
  3. Школа выходного дня «Дивергент». Задача Школы — помочь подросткам научиться выходить за рамки условностей и ограничивающих убеждений, устоявшихся парадигм, а также развить естественные способности «дивергентов» — гибкость, легкость, непосредственность, смелость, решительность и целеустремленность.
  4. Студенческое направление. Курс, раскрывающий ответы на самые актуальные вопросы: в чем смысл жизни? Кто я? По каким законам живет окружающий мир? Как стать счастливым?
  5. Родительский университет. Цель университета — объединить усилия родителей и педагогов для создания и возрождения счастливых семей, где царит атмосфера глубокого взаимопонимания и любви между разными поколениями.
  6. Факультет повышения квалификации учителей по гуманной педагогике. Задача факультета передать вкус и высшие ценности тысячелетней традиции гуманной педагогики, которая служит раскрытию высшего предназначения, заложенного в каждом ребенке.
  7. Педагогические чтения. Ежеквартальные встречи с педагогами и работниками сферы образования, объединённые темой гуманно-личностной педагогики.

pedagog@razum.kz
vk.com/humanepedagogy

Лучшая учительница в жизни

В начале учебного года классная руководительница шестого класса стояла перед своими бывшими пятиклассниками. Она окинула взглядом своих детей и сказала, что всех их одинаково любит и рада видеть. Это было большой ложью, так как за одной из передних парт, сжавшись в комочек, сидел один мальчик, которого учительница не любила.

Она познакомилась с ним, так как и со всеми своими учениками, в прошлом учебном году. Еще тогда она заметила, что он не играет с одноклассниками, одет в грязную одежду и пахнет так, будто никогда не мылся. Со временем отношение учительницы к этому ученику становилось все хуже и дошло до того, что ей хотелось исчеркать все его письменные работы красной ручкой и поставить единицу.

Как-то раз завуч школы попросил проанализировать характеристики на всех учеников с начала обучения их в школе, и учительница поставила дело нелюбимого ученика в самый конец. Когда она, наконец, дошла до него и нехотя начала изучать его характеристики, то была ошеломлена.

Учительница, которая вела мальчика в первом классе, писала: «Это блестящий ребенок, с лучезарной улыбкой. Делает домашние задания чисто и аккуратно. Одно удовольствие находиться рядом с ним».

Учительница второго класса писала о нем

Три качества родительских посланий. Работа студентов проекта Родительский Университет

Здравствуйте, дорогие мамы, папы, бабушки, дедушки, тёти, дяди, педагоги!
Мы — команда родителей, педагогов, которые пришли учиться в Родительский университет, чтобы стать лучшими друзьями нашим детям.

Этот фильм о силе слова, сказанного нашими родителями нам. Каждое слово, взгляд, жест либо создавали нас, либо разрушали.

Вспомните, что говорили вам, когда вы были маленькими, и вы это несёте всю свою жизнь! Подумайте, что бы вы хотели слышать от ваших родителей!
Прочувствуйте, как значимы слова, сказанные родителями в ваш адрес!
Осознайте, что и как вы говорите теперь уже вашим детям!

То, что произнесено сегодня, формирует человека, который проявится завтра, — и это наша с вами ответственность прямо сейчас!

Надеемся, наш фильм поможет в этом разобраться. В добрый путь, друзья!

Другие работы студентов Родительского университета вы можете посмотреть здесь

Быть лучше самого себя

Ребёнок проявляет хорошие качества — надо их закрепить. Ребёнку не хватает каких-то хороших качеств — надо их взрастить. Какие-то качества в нём искажены — надо их выправить. Ребёнок набрал дурные качества — надо их отстранить от него.

Как нам это сделать? Назовём приём этот дорисовыванием. Писатель Михаил Пришвин прекрасно выразил идею дорисовывания: «Тот человек, которого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше самого себя.»

На детей надо иметь возвышенное воображение. Мы как краску наносим на человека: «Какой ты хороший». И он с ощущением этим какое-то время ходит, и ему хочется соответствовать. Накладывайте краски: «Сынок, какой ты добрый, чуткий». Так настраиваем ребенка, и спустя 10-15 минут он уже другой. Особенно хорошо перед сном искренне, на полном серьезе сказать ребенку, какой он хороший. Пусть он пока не заслужил, но как будто это правда.

Дарите друг другу комплименты! Дорисуйте друг друга в семье. Тёщу, соседей. Скажите доброе слово, и они для вас станут другими. Дорисовывая других, мы себя воспитываем.

Шалва Амонашвили

То, о чём наши дети боялись нам рассказать

Участники второго международного фестиваля «Фейерверк уроков жизни» надолго запомнили эту лекцию Марины Замшарифовны Таргаковой. Со слезами на глазах они пересказывали друг другу и обсуждали услышанное уже после окончания семинара. То, что происходило на сцене, стало неожиданным и неприятным открытием, для кого-то — разочарованием, для кого-то — подтверждением страшных догадок.

В тот день на сцену вышли «дети Света», как назвала их сама Марина Таргакова, это были парламентарии, которые защищали интересы детей из разных уголков мира. Это были живые примеры того, о чем говорил Шалва Александрович Амонашвили, дети нового поколения, совершенно особенные, уникальные, светлые и столкнувшиеся с несправедливостью, болью этого мира. Каждый из них начинал свою речь со слов благодарности и признаний в любви ко взрослым. Каждый из них искренне переживает за своих друзей и просто незнакомых детей, которые попали под дурное влияние современного мира.

Все дети очень волновались перед выходом на сцену и вышли только потому, что за каждым из них — истории таких же детей, их сверстников, друзей, одноклассников, братьев и сестер. Это были истории, о которых дети боятся рассказывать даже родителям и учителям.

Вот несколько таких историй

Благими намерениями вымощена дорога в ад

Классическая ситуация в любой семье: беспорядок в комнате ребенка (на его столе, в игрушках и т. д.). Что родители говорят при виде этого? Как они выражают свои эмоции в этот момент? Слышали ли вы сами в детстве типичные фразы, вроде: «Развела бардак!», «Сколько можно?» и тому подобные. На самом деле, родителей несложно понять. Они просто хотят, чтобы в доме был порядок, и это правильно. Они хотят привить детям любовь к чистоте, и это тоже прекрасный мотив. Но правильно ли они достигают своей цели? В чем ошибка?

Алексей Бабаянц говорит, что намерения родителя в данном случае замечательные, а вот способ исполнения — от сатаны.

«У нас всех замечательные намерения. Например, мама хочет, чтобы комната была чистой или чтобы игрушки не были разбросаны. Но она говорит это с определенным посланием и иногда может перейти на крик. Что девочка воспримет из этого примера? Прямое послание от матери: «Если хочешь чего-то добиться от близких, тогда кричи, топай ногами и т. д.» Это станет составляющей характера девочки в будущем. Дорогие мамы, все, что вы хотите, чтобы было в девочке, должно быть в самой маме. Хотите научить терпению? Пусть оно наилучшим образом отразится в вас! Передайте радость от процесса, и тогда дочь с радостью за вами последует».

Чем наши дети отличаются от нас?

Исповедь отца сыну

Твое рождение одновременно было рождением мамы и папы. Да, я родился вместе с тобой: ты — как ребенок, я — как папа. «Я папа, я родитель, я отец!..» В этот февральский день я со всей серьезностью удивлялся тому, что ни по радио, ни в газетах не сообщали вестей о твоем рождении.

Смешно, правда?

Хоть я и готовился к твоему появлению, ты тем не менее потряс меня. Как тебе описать, как тебе дать понять, какие чувства кипели во мне, в новорожденном папе? Я возвысился, возмужал, вдруг я вообразил, что мне поручена судьба чуть ли не всей нашей планеты. Я стал куда серьезнее, чем и удивил моих друзей.

Чувства новорожденного папы неописуемы, — просто настанет время, когда и ты переживешь то же самое.

Что значит быть папой?

Как стать настоящим учителем

До седьмого класса Шалва Амонашвили был круглым двоечником, а школу окончил с золотой медалью. Его отношение к учёбе изменила новая учительница по грузинскому языку, которая относилась к детям с интересом и уважением. Личность ребёнка стала центральным понятием концепции гуманной педагогики, которую разработал Амонашвили.

Самые важные тезисы педагога о том, каким должен быть учитель.

1. Быть учителем, а не преподавателем

Задача учителя — помочь и подсказать. Подружиться с учеником, полюбить его и заслужить его уважение. Не просто давать информацию, а терпеливо излагать своё мнение и слушать мнение учеников. Особенно опасно неверие в ребёнка — предубеждение, что он изначально не способен учиться без палки. В таких случаях учитель ещё без всяких причин начинает кричать на учеников и угрожать наказаниями. Но чтобы обучение приносило плоды, каждый ребёнок должен чувствовать, что учитель желает ему добра и принимает таким, какой он есть.

«Лучше педагогу не входить в школу с озлобленной душой, чтобы не калечить души детей; лучше не входить в школу без ясной цели и воспитательных намерений, чтобы не навязывать детям воспитательные импровизации, вызывающие недоумение и растерянность детей; лучше не входить в школу из вчерашнего дня, без самообновления, чтобы не нести с собой скуку и однообразие; лучше не приходить к детям без веры в педагогику, чтобы не сеять в них неуверенности в самих себе и в своём педагоге».

Шалва Амонашвили, «Здравствуйте, дети!»

Ещё семь