school

Казахстанский центр гуманной педагогики осуществляет деятельность с января 2013 года и в настоящее время является филиалом Международного центра гуманной педагогики, действующего под руководством Шалвы Александровича Амонашвили.

Основные направления деятельности Центра:

  1. «Уроки счастья». Еженедельные занятия, ставящие задачи познания старшеклассниками себя, окружающего мира и науки взаимоотношений.
  2. Клуб старшеклассников «Indigo club». Творческая мастерская, где старшеклассники в непринужденной и игровой атмосфере постигают себя, свою природу, раскрывают свой творческий потенциал, а также изучают науку взаимоотношений.
  3. Школа выходного дня «Дивергент». Задача Школы — помочь подросткам научиться выходить за рамки условностей и ограничивающих убеждений, устоявшихся парадигм, а также развить естественные способности «дивергентов» — гибкость, легкость, непосредственность, смелость, решительность и целеустремленность.
  4. Студенческое направление. Курс, раскрывающий ответы на самые актуальные вопросы: в чем смысл жизни? Кто я? По каким законам живет окружающий мир? Как стать счастливым?
  5. Родительский университет. Цель университета — объединить усилия родителей и педагогов для создания и возрождения счастливых семей, где царит атмосфера глубокого взаимопонимания и любви между разными поколениями.
  6. Факультет повышения квалификации учителей по гуманной педагогике. Задача факультета передать вкус и высшие ценности тысячелетней традиции гуманной педагогики, которая служит раскрытию высшего предназначения, заложенного в каждом ребенке.
  7. Педагогические чтения. Ежеквартальные встречи с педагогами и работниками сферы образования, объединённые темой гуманно-личностной педагогики.

pedagog@razum.kz
vk.com/humanepedagogy

То, о чём наши дети боялись нам рассказать

Участники второго международного фестиваля «Фейерверк уроков жизни» надолго запомнили эту лекцию Марины Замшарифовны Таргаковой. Со слезами на глазах они пересказывали друг другу и обсуждали услышанное уже после окончания семинара. То, что происходило на сцене, стало неожиданным и неприятным открытием, для кого-то — разочарованием, для кого-то — подтверждением страшных догадок.

В тот день на сцену вышли «дети Света», как назвала их сама Марина Таргакова, это были парламентарии, которые защищали интересы детей из разных уголков мира. Это были живые примеры того, о чем говорил Шалва Александрович Амонашвили, дети нового поколения, совершенно особенные, уникальные, светлые и столкнувшиеся с несправедливостью, болью этого мира. Каждый из них начинал свою речь со слов благодарности и признаний в любви ко взрослым. Каждый из них искренне переживает за своих друзей и просто незнакомых детей, которые попали под дурное влияние современного мира.

Все дети очень волновались перед выходом на сцену и вышли только потому, что за каждым из них — истории таких же детей, их сверстников, друзей, одноклассников, братьев и сестер. Это были истории, о которых дети боятся рассказывать даже родителям и учителям.

Вот несколько таких историй

Благими намерениями вымощена дорога в ад

Классическая ситуация в любой семье: беспорядок в комнате ребенка (на его столе, в игрушках и т. д.). Что родители говорят при виде этого? Как они выражают свои эмоции в этот момент? Слышали ли вы сами в детстве типичные фразы, вроде: «Развела бардак!», «Сколько можно?» и тому подобные. На самом деле, родителей несложно понять. Они просто хотят, чтобы в доме был порядок, и это правильно. Они хотят привить детям любовь к чистоте, и это тоже прекрасный мотив. Но правильно ли они достигают своей цели? В чем ошибка?

Алексей Бабаянц говорит, что намерения родителя в данном случае замечательные, а вот способ исполнения — от сатаны.

«У нас всех замечательные намерения. Например, мама хочет, чтобы комната была чистой или чтобы игрушки не были разбросаны. Но она говорит это с определенным посланием и иногда может перейти на крик. Что девочка воспримет из этого примера? Прямое послание от матери: «Если хочешь чего-то добиться от близких, тогда кричи, топай ногами и т. д.» Это станет составляющей характера девочки в будущем. Дорогие мамы, все, что вы хотите, чтобы было в девочке, должно быть в самой маме. Хотите научить терпению? Пусть оно наилучшим образом отразится в вас! Передайте радость от процесса, и тогда дочь с радостью за вами последует».

Чем наши дети отличаются от нас?

Исповедь отца сыну

Твое рождение одновременно было рождением мамы и папы. Да, я родился вместе с тобой: ты — как ребенок, я — как папа. «Я папа, я родитель, я отец!..» В этот февральский день я со всей серьезностью удивлялся тому, что ни по радио, ни в газетах не сообщали вестей о твоем рождении.

Смешно, правда?

Хоть я и готовился к твоему появлению, ты тем не менее потряс меня. Как тебе описать, как тебе дать понять, какие чувства кипели во мне, в новорожденном папе? Я возвысился, возмужал, вдруг я вообразил, что мне поручена судьба чуть ли не всей нашей планеты. Я стал куда серьезнее, чем и удивил моих друзей.

Чувства новорожденного папы неописуемы, — просто настанет время, когда и ты переживешь то же самое.

Что значит быть папой?

Как стать настоящим учителем

До седьмого класса Шалва Амонашвили был круглым двоечником, а школу окончил с золотой медалью. Его отношение к учёбе изменила новая учительница по грузинскому языку, которая относилась к детям с интересом и уважением. Личность ребёнка стала центральным понятием концепции гуманной педагогики, которую разработал Амонашвили.

Самые важные тезисы педагога о том, каким должен быть учитель.

1. Быть учителем, а не преподавателем

Задача учителя — помочь и подсказать. Подружиться с учеником, полюбить его и заслужить его уважение. Не просто давать информацию, а терпеливо излагать своё мнение и слушать мнение учеников. Особенно опасно неверие в ребёнка — предубеждение, что он изначально не способен учиться без палки. В таких случаях учитель ещё без всяких причин начинает кричать на учеников и угрожать наказаниями. Но чтобы обучение приносило плоды, каждый ребёнок должен чувствовать, что учитель желает ему добра и принимает таким, какой он есть.

«Лучше педагогу не входить в школу с озлобленной душой, чтобы не калечить души детей; лучше не входить в школу без ясной цели и воспитательных намерений, чтобы не навязывать детям воспитательные импровизации, вызывающие недоумение и растерянность детей; лучше не входить в школу из вчерашнего дня, без самообновления, чтобы не нести с собой скуку и однообразие; лучше не приходить к детям без веры в педагогику, чтобы не сеять в них неуверенности в самих себе и в своём педагоге».

Шалва Амонашвили, «Здравствуйте, дети!»

Ещё семь

Каждый ребёнок приходит в своё время

every-child-comes-in-time

Каждый ребёнок приходит в своё время. Именно тогда, когда нужно, и именно такой, какой нужен именно вам. Если у вас мальчики, значит, вам требуются те уроки и те награды жизни, которые дают сыновья. Если девочки — значит те, которые дают дочери.

Мальчик или девочка, забияка или тихоня — это именно то, что вам нужно именно сейчас. Принимайте уроки своих детей с любовью и благодарностью! У каждого ребёнка свое предназначение и своя миссия!

Знаменитый педагог и ученый Шалва Амонашвили, автор целого направления в науке — гуманной педагогики, профессор Московского городского педагогического университета провел во Владивостоке авторский семинар для учителей.

В зале МГУ им. Невельского шел разговор не об «учебно-воспитательном процессе», а о вещах гораздо более важных. Амонашвили ставил вопросы так: кто есть ребенок? И кто мы, взрослые? Есть ли у нас философия взгляда на ребенка? Как нам жить и общаться с ним? Каково предназначение учителя?

Кстати, он даже провел урок, темой которого стали тайны славянской азбуки. «Материалистический взгляд на образование унижает ребенка и самого учителя», — убежден Амонашвили. Почему? — об этом и состоялся наш разговор после урока.

— Так почему, Шалва Александрович?

Век Человека

Добрый день, дорогой сын! Ты прав: пустота души начинается с того, что в годы ранней юности человек больше учит, заучивает, чем думает. «Бывает так, что некогда даже задуматься над сущностью научной истины», — пишешь ты, — «надо учить, учить, учить…»

Да, это, к сожалению, так… Но почему ученик и студент не задумывается над сущностью идеи уже в те мгновенья, когда учитель излагает знания? Почему могучая духовная сила — правда наших идей, величие научных истин — почему всё это зачастую не доходит до человеческого сердца? Почему нас не удивляет, не тревожит то, что многие уходят от великой правды и красоты наших идей, от эстетических ценностей, от человеческой красоты, в пивную, на сомнительные увеселительные вечера — почему?

Очеловечивание знаний, одухотворенность преподавания благородными, возвышенными чувствами, — это, на мой взгляд, проблема номер один и в школьном, и в вузовском воспитании. «Век математики», — слышишь на каждом шагу, век электроники, век космоса. Все это неплохие крылатые выражения, но они не отражают всей сущности того, что происходит в наши дни. Мир вступает в век Человека — вот что главное. Совершенно недопустимой, просто глупой является тенденция, почему-то усиленно культивируемая в последнее время: тот, кто не имеет больших математических способностей, считается вроде бы неполноценным, несчастным, обездоленным существом.

Ты стремишься стать хорошим инженером

Законы родительского воспитания

boy-and-dad

Человека надо учить всему заблаговременно. Трудиться по-настоящему человек начинает лет с восемнадцати, а учат трудиться его начиная с того времени, как он сделал первый шаг. Так и с подготовкой к продолжению рода человеческого. Учить воспитывать своих детей — это значит учить человечности. Не через год — так через пять лет у тебя будет семья, будут дети. Меня поражает вот что. Подростка, юношу учат многому: обрабатывать землю и выращивать хлеб, управлять трактором и работать на токарном станке, но как воспитывать детей — этому никто и не думает учить. Учат иногда уже тогда, когда у человека есть дети… А между тем это самое главное.

Продолжить самого себя, повторить себя в своем ребенке — это величайшее счастье родителей. Ты будешь смотреть на своего ребенка, как на изумительное, неповторимое чудо. Ты готов будешь отдать все, лишь бы сыну твоему было хорошо. Но не забывай, что он должен быть прежде всего человеком. А в человеке самое главное — это чувство долга перед теми, кто делает тебе добро, чувство признательности и благодарности. За добро, которое ты будешь давать ребенку, он переживает чувство признательности, благодарности лишь тогда, когда он сам будет делать добро для тебя — отца, для своей матери, вообще для людей старших поколений. За добро ребенок должен платить добром — это важнейший закон родительского воспитания.

Помни, что детское счастье по своей природе эгоистично: добро и благо, созданные для ребенка старшими, он воспринимает как нечто само собой разумеющееся. До тех пор, пока он не почувствовал, не пережил на собственном опыте (а опыт сам к нему никогда не придет), что важнейший источник его личной радости — это труд и пот старших, он будет убежден, что мать и отец существуют лишь для того, чтобы приносить ему радость и счастье. С первого взгляда это кажется парадоксальным: в честной трудовой семье, где родители души не чают в детях, отдавая им все силы своего сердца, дети иногда вырастают бессердечными. Но никакого парадокса здесь нет: ребенок вырастает лишь потребителем радостей, а это самое страшное, что может быть в воспитании, потому что величие и красоту добра переживает лишь тот, кто знает высшую человеческую радость — радость творения добра для людей. Только эта, поистине бескорыстная и поэтому подлинно человеческая радость является силой, облагораживающей юное сердце.

Как же добиться, чтобы золотые крупинки, которые мать и отец дарят сыну, дочери, превращались в золотые россыпи для других людей, для родителей? Самое главное — надо учить ребенка видеть и чувствовать, понимать и переживать всем сердцем, что он живет среди людей; для каждой искорки его радостей и благ кто-то сжигает свою силу, свой ум; каждый день его безмятежного и беззаботного детства кому-то прибавляет забот и седин.

Когда у тебя родится ребенок, учи его видеть и чувствовать людей — это, пожалуй, самое сложное в трудном деле воспитания человека, повторение себя в сыне, в дочери.

Помни, что раннее детство — с тех пор, как ребенок осознал сам себя, — является школой сердечности. Создание, творение добра для людей начинается с заботы ребенка о красоте, о красивом. Все, что доставляет человеку эстетическое наслаждение, радость, имеет чудодейственную воспитательную силу.

В. А. Сухомлинский, из письма к сыну

Восстание чистых сердец

rama-marathon

Скажут:

— Не доверяем, потому что обманывают.

— Недолюбливаем, потому что не любят нас.

— Убиваем, чтобы нас не убили.

— Закрываемся, чтобы не обокрали.

— Поступаем так, потому что все так поступают.

— Плюём, чтобы дать сдачу.

— Раздражены, потому что невыносимо.

Скажут много подобного.

Но восстаёт чистое Сердце:

— Кто-то ведь должен положить конец всему этому? Кто-то ведь должен призвать людей к Сердцу? Кто это?

Никто другой, а Учитель. Никто другой, дорогой коллега, вы и я с вами. Только союз чистых Сердец может отогнать и рассеять тучи тьмы. Только восстание чистых Сердец может положить конец разгулу озлобленного сердца.

Шалва Амонашвили