Пять уроков Антона Макаренко

empty-classroom

Сын железнодорожного рабочего, Антон Макаренко, не имел ни времени, ни возможности получить педагогическое образование. Тем не менее ЮНЕСКО включила его в список четырех выдающихся педагогов ХХ века. Его работа в трудовой колонии для беспризорников с уголовным прошлым — среди воспитанников были воры и убийцы — стала «разведкой боем». Главная идея Макаренко в том, что жизнь — лучшая школа.

1. Надо уметь верить в человека.
Вопрос доверия к подростку по Макаренко — один из самых важных в процессе воспитания: отсутствие доверия он ощущает особенно остро и, как следствие, начинает «воевать» против педагогов. Напротив, даже незаслуженное доверие может многое изменить в душе человека. Макаренко описывает случай, как в колонию вернулся воспитанник Семен Карабанов, ранее несколько раз убегавший, чтобы примкнуть к банде. Макаренко поручил ему самую ответственную задачу — возить деньги, которые выдавал колонии финотдел.
Когда воспитанник вернулся с деньгами, он стал едва не умолять Макаренко посчитать деньги, но тот отказывался: «Я знаю: ты человек такой же честный, как и я», — объяснил ему Макаренко, и доверие педагога, так тронувшее подростка, в дальнейшем удерживало его от желания вновь покинуть колонию. В дальнейшем Карабанов сам стал педагогом, через детские дома, директором которых он работал, прошло более 15 тысяч подростков.

2. Педагог должен хорошо знать свой предмет.
Тогда вас будут уважать и слушаться, даже если вы резкий человек. Но каким бы добрым вы ни были, хоть кормите их конфетами, если вы своего предмета не знаете — вас в грош не будут ценить. Как пример Макаренко приводит агронома школы Эдуарда Шере, «существа, положительно непонятного для непривычного колонистского взора». «Шере был сравнительно молод, но тем не менее умел доводить колонистов до обалдения своей постоянной уверенностью и нечеловеческой работоспособностью. Колонистам представлялось, что Шере никогда не ложится спать. Просыпается колония, а Эдуард Николаевич уже меряет поле длинными, немного нескладными, как у породистого молодого пса, ногами». Шере удалось заставить воспитанников, многие из которых еще недавно не остановились бы перед тем, чтобы выстрелить в человека или ударить его ножом, едва не плакать от умиления, когда у кобылы Зорьки родился жеребенок, — осознание ценности чужой жизни пришло к ребятам с пониманием радости труда.

3. Отношение — главный объект педагогической работы.
Задолго до многих западных коллег Макаренко понял: главная задача — изменить отношение трудного подростка к себе. Правда, решил он эту задачу в марксистском, коллективистском духе: не изменить отношение к своим талантам и способностям, а заставить почувствовать, что ты — полноправный член общества. Чтобы добиться этого ощущения даже у бывших воров, Антон Семенович назначал их выполнять общественно-полезное дело — патрулировать дорогу, на которой на путников часто нападали грабители, а также лес, где браконьеры воровали деревья.

В результате бывшие преступники не только впервые почувствовали себя на стороне законопослушного общества, но и осознали себя единым коллективом. «Не столько моральные убеждения и гнев, сколько вот эта интересная и настоящая деловая борьба дала первые ростки хорошего коллективного тона. По вечерам мы и спорили, и смеялись, и фантазировали на темы о наших похождениях, роднились в отдельных ухватистых случаях, сбивались в единое целое…», — пишет Макаренко.

4. Важно развивать чувство коллективной ответственности — один за всех и все за одного.
Когда среди воспитанников распространились азартные игры на деньги, Макаренко сумел убедить часть колонистов в том, что, обыгрывая других, они фактически совершают поступок, недостойный даже по воровским понятиям, — обкрадывают товарища. В результате часть воспитанников по собственной инициативе взяла на себя роль защитников обиженных шулерами колонистов.

5. Работают не книжные формулы, а немедленное действие.
Педагогика Макаренко — это педагогика бури и натиска, когда даже импульсивное действие, если оно своевременно, ценнее долгой работы, которая проводится после того, как момент упущен.

Источник