Секреты гуманной педагогики

Эта простая и удивительная история раскрывает нам секрет того, как можно просто и легко учить уроки с ребенком, при этом не страдая самим и не мучая детей. Гуманный подход раскрывает новые возможности и делает счастливыми детей. Это тот самый случай, когда дается некая свобода в несвободе. Дети, конечно же, обязаны учить уроки, мы не можем позволить им не учить их вовсе. Но мы можем выбирать, как нам их учить, и ребенок может выбрать, быть ему в позиции ученика или учителя, и это его привлекает и вдохновляет.

Рассказывает Паата Амонашвили

Как любить ребёнка

— Вы говорили о том, что надо любить ребенка. Но ведь эта старая идея не опровергается никем?

— Любить ребенка для меня является не просто идеей, а законом учителя. Но дело не в этом. Закон этот действительно очень старый, классический, и даже авторитарная педагогика, несмотря на ее бездетность, провозглашает его в качестве самой важной профессиональной черты учителя. Суть же заключается не столько в том, что надо любить ребенка, а в том, как любить ребенка, как на деле можно этот закон осуществить.

Для авторитарного учителя любить ребенка означает следующее: крепко держать ребенка в руках, заставлять его учиться и вести себя нравственно, требовать от него строго — и все это во имя его же будущих благ.

Стержень педагогики

Утончённая любовь к детям

Маленькая сельская школа.

Мы с вами наблюдаем за работой учителя.

Играют дети, шумят, шалят.

Один крестьянский мальчик больно ударил девочку палкой по руке. Девочку звать Сашенька.

Она заплакала. Бежит к учителю, который к тому же и ее отец. Просит защитить ее и наказать мальчика.

Обидчик отошел в сторону, напуган.

Можете угадать, каким будет решение учителя?

Волшебные фразы в общении с детьми

Волшебных таблеток для взаимоотношений нет, не было и не будет, но зато есть волшебные фразы. Которые работают со всеми детьми. Не зависимо от пола и возраста. Единственное условие — вы должны действительно чувствовать то, что говорите.

1. Научи меня.

Отложите телефон и все ваши дела. И попросите ребёнка научить вас: трёхлетнего — рисовать солнышко, шестилетнего — строить машину из лего, двенадцатилетнего — играть в стрелялки на компьютере (все зависит от возраста и интересов ребёнка). Никто не откажет. Никогда. Только учиться нужно старательно (дети фальшь чувствуют сразу). Рисовать солнышко именно не круглое, а овальное и всего с тремя лучиками. И кто сказал, что у машины обязательно должно быть 4 колеса? И действительно цельтесь во врагов на экране (отбросьте все предрассудки, что вы девочка, пистолет никогда в руках не держали и кровь — это страшно). А когда научитесь, искренне поблагодарите ребёнка. Ведь кто бы вас ещё научил всему этому?!

2. Давай вместе

Два секрета о женщинах, которые должен знать каждый мужчина

Первое, что мне хотелось сказать, — нужно сбежать. А уж если говорить серьезно, то нужно стать сильным мужчиной. Потому что женщина хочет казаться сильной, потому что она не чувствует защиту, она не чувствует, что к ней внимательны, она не чувствует, что ее хотят защищать, опекать.

Если женщина этого не чувствует, она начинает брать инициативу в свои руки. Это ошибка, которую она делает. Но сейчас мы говорим об ошибке мужчины.

Ошибка мужчины состоит в том, что он не является независимой личностью в отношениях с женщиной. Женщина подсознательно в мужчине ищет именно независимость, она идет и пойдет за ним на край земли, если она будет чувствовать, что он не сосредоточен полностью на ней, что у него есть некая миссия в жизни.

Женщина добивается внимания мужчины, она сосредоточивает его внимание на себе, и в этом ее ошибка, в этом также ее неполное знание. Потому что, когда она полностью сосредоточит его внимание на себе, он станет для нее неинтересен. Ей нужны два момента от мужчины.

Дорогие мужчины, пожалуйста, услышьте это!

Если не учитель, то кто же?

— Шалва Александрович, каковы аспекты вашей деятельности? В чем суть гуманной педагогики?

— В течение длительного времени мы создавали так называемую авторитарную педагогику советской школы, которая политизировала себя. Партийные догмы находили прямое отражение и в воспитании, и в образовании. Мы провозглашали жесткую материалистическую позицию мировоззрения, в которой господствовало три его измерения – материя, время и пространство. Мы не признавали и не искали других.

Советский образ жизни не принимал сферы духовной, некоего четвертого измерения, которое частью философов рассматривалось как время восхождения души и духовности человека. Вот такая эпоха наступает. Пора нам расширить наше сознание до четвертого измерения, взглянуть на себя, на наших детей и подумать, может быть мы ошибаемся? Ибо мы видим, что учителя зациклились на обучении, а душа ребенка ускользает от нас. Кто эту душу будет лелеять, как не учитель?!

Кто, если не я, учитель, может сотворить из ребенка достойного человека для общества — творческого, созидательного, мудрого, целеустремленного, который не допустит и не сотворит зло. Это очень трудная задача. Но ее можно осуществить, если всем учителям взяться за нее. Конечно не все педагоги верят в Бога, Абсолют, Высший разум. Кто-то за мизерную зарплату будет отрабатывать часы. Но всегда были и будут фанаты своего дела, недовольные существующим положением взаимоотношений в школе. Они ищут другие подходы.

Педагогика — это субъективное состояние духа

Вячеслав Рузов. Развод — это не решение

Большинству из нас следует пройти семейный образ жизни, чтобы научиться бескорыстной любви, ведь духовный мир — это мир именно бескорыстных отношений. Пока мы общаемся корыстно, пока мы что-то хотим от тех, кто нас окружает, мы являемся жителями мира болезней, старости и смерти.
Как только мы начинаем учиться бескорыстию, мы тут же попадаем в другую реальность, в другой мир, в другую атмосферу. Просто попробуйте сделать что-то бескорыстно, и тут же почувствуете прилив счастья в сердце. И семья нас активно учит бескорыстию. Сначала мы чего-то ожидаем друг от друга, думаем, что будем царями или даже богами в своей семье. Но через некоторое время становится понятно, что никто нас за Бога или царя считать не собирается, и надо либо разводиться и пробовать еще раз, либо учиться бескорыстию.

Найти правильное решение

Письмо родителям

Это письмо родителям учеников написал директор сингапурской школы. Но как же хочется, чтобы его прочитали все родители во всех школах в мире.

«Дорогие родители. У ваших детей скоро начнутся экзамены. Знаю, что вы все очень сильно беспокоитесь, чтобы они сдали их хорошо.

Но, пожалуйста, помните: среди учеников на этом экзамене будет художник, которому нет нужды досконально понимать математику. Будет предприниматель, для которого не так важна история или английская литература. Музыкант, которому не понадобится химия. Спортсмен, для которого физкультура важнее физики.

Здорово, если ваш ребенок получит хорошие оценки. Но, пожалуйста, не лишайте их уверенности в себе и достоинства, если этого не произойдет.

Скажите им, что это нормально, что это просто экзамен. Они созданы для куда более значительных вещей в жизни. Скажите им, что какими бы не были их оценки, вы любите их и не будете их судить.

Пожалуйста, сделайте это — и просто наблюдайте, как затем они будут завоевывать мир. Один экзамен или плохая отметка не отберет у них мечты и талант.

И, пожалуйста, не считайте докторов и инженеров единственными счастливыми людьми на планете.

С наилучшими пожеланиями, директор школы».

Нешто я украду, коли поверили?

Мы шли. Нас остановил мрачный оборванец и протянул руку за подаянием. Глеб Иванович полез в карман, но я задержал его руку и, вынув рублевую бумажку, сказал хитрованцу:

— Мелочи нет, ступай в лавочку, купи за пятак папирос, принеси сдачу, и я тебе дам на ночлег.

— Сейчас сбегаю! — буркнул человек, зашлепал опорками по лужам, по направлению к одной из лавок, шагах в пятидесяти от нас, и исчез в тумане.

— Смотри, сюда неси папиросы, мы здесь подождем! — крикнул я ему вслед.

— Ладно, — послышалось из тумана. Глеб Иванович стоял и хохотал.

— В чем дело? — спросил я.

Природа любви

В стране, из которой я приехал, в Америке, люди говорят нечто вроде: «Я люблю пиццу». Но возможность проявлять «любовь к пицце» — об этом стоит задуматься. Иными словами, некий объект или некий человек, которого я, так сказать, потребляю, они дают мне какое-то, пусть кратковременное, наслаждение или удовольствие, и на основании этого я считаю, что то, что я испытываю к этому явлению или человеку — это любовь? Я возвожу это до ранга любви? Стоит задуматься, подлинная ли это любовь, любовь ли это вообще.

Веды говорят нам о том, что основанием, фундаментом, на котором зиждется подлинная любовь, является нечто, что называется жертвой или самопожертвованием.

Это означает отдавать себя или вручать себя в качестве средства или орудия, которое может быть использовано другими людьми. Вручать себя другим или жертвовать собой ради других. И в действительности, все человеческие существа, такова их природа, где-то, на каком-то очень глубоком уровне интуитивно понимают, чувствуют, осознают, что это самопожертвование собой ради других является единственным, подлинным, истинным путем, ведущим к обретению счастья и полноты.

Именно это является тем фактором, который определяет человеческие отношения, фактором, который является движущей силой в человеческих взаимоотношениях. Но пути этого мира таковы, что, как правило, сплошь и рядом люди ищут отношений с себе подобными ради того, чтобы эти ближние могли стать инструментами в деле удовлетворения моих желаний, моих интересов.

Энвер Измайлов